Технология сортировки грузов для порта Усть-Луга


Фоторепортаж о станции Лужская-Сортировочная, находящаяся на подходах к порту (в 8 км от начала причального фронта), а также её разные интересные сущности типа беспилотных мини-локомотивов на путях…

Цистерна на роспуске состава проходит позицию замедлителей
Но для начала напомню немного ликбеза по теме.
Зачем вообще нужна сортировочная станция тут? Дело в том, что Усть-Луга перерабатывает огромный и всё увеличивающийся поток грузов. Как на вывоз, так и на ввоз. И вот когда в порт поступает сборный груз самого различного назначения на приходящих судах, он часто может быть предназначен разным потребителям в самых разных концах страны. Их надо разделить и рассортировать. С другой стороны, грузы с разных судов и причалов могут быть адресованы в какой-то конкретный регион — и было бы удобно где-то собрать прямую маршрутную отправку прямо туда. Обратное тоже верно — когда экспортный груз из глубин России попадает сюда с разных мест разными составами и нужно как-то его собрать в один пучок для подачи под погрузку на конкретный терминал.

Так вот, этим самым и занимается сортировочная станция, которая тасует грузы, собирая или разделяя отправки в конкретные регионы и промышленные центры. Есть у неё и ещё одна функция — контрольная. Взвешивание вагонов и груза и сверка с сопроводительными документами, контроль правильности погрузки, контроль состояния вагонов, отправка вагонов на ремонт.

2. Ну а теперь едем на станцию. Сперва пересекаем главный путь из порта на ст. Котлы.

3. Вдали видно главное здание станции с пунктом управления сортировочной горкой и местом дислокации диспетчеров.

4. Поднимаемся наверх. Поскольку мы появились утром, я попал аккурат на планёрку с инженерами Siemens (а центральная часть горки с замедлителями и «беспилотными» локомотивами сооружена с использованием их технологий). Пришлось скромно сидеть и ждать в сторонке, пока очередь дойдёт до меня и я смогу пообщаться со специалистами.

Схема 1. Схема станции в целом огромная и сложная, поэтому я тут выложу лишь схематично — внутри красных линий «сименсовское» хозяйство, а вне их — наше отечественное. Конечно, у нас в общении с зам.нач. станции по сортировочной работе в этой связи сразу же возник «санкционный» вопрос, но об этом см. ниже.

5. Так что, получается, на точке управления станцией из пяти главных мест одно поддерживается сименсовцами и интегрировано с их оборудованием — то, что слева. Это пост управления дежурного по горке. Остальные — посты дежурных по парку приёма, парку транзита, парку отправления и дежурного по станции — по стандартным внутренним технологиям РЖД. Эти места все справа.

6. Пост управления дежурного по горке единственный обращён «лицом» к станции. Можно для подстраховки смотреть визуально. Остальные все в глубине помещения, и там управление ведётся строго по экранам.

7. Но и тут висит огромный экран со статусом путей и замедлителей.

8. …

9. Позиции замедлителей из пункта управления хорошо видны.

10. А это уже вид на подгорочный парк, куда скатываются сегменты распускаемых составов. Станция Лужская-Сортировочная по масштабу, конечно, поменьше гиганта Maschen Rbf в Германии близ Гамбурга-Бремена (64 пути), которая работает на 150-180 млн.чел. потребителей внутри Европы, но больше Ясиноватой на Донбассе, которая исторически была до сих пор самой большой сортировкой экс-СССР (41 путь). Тут планируется 44 пути к 2016-му, сейчас пока меньше — два боковых пучка только ещё создаются.

11. Достройка пока вовсю идёт.

12. Тут видно хорошо (слева направо):
а) достройка северного пучка подгорочного парка,
б) соединительный путь от парка на главный путь, где сейчас проходит сформированный состав,
в) главный путь из порта Усть-Луга, справа у леса.
Как видите, на соединении и на главном пути стоят столбы электрификации, скоро уже будет конташка (кое-где она уже висит). Подать ток под электрификацию планируется в декабре 2015-го, через 5 месяцев — и тогда уже в порт пойдут электровозы, что гораздо более экономично по затратам.

13. Внизу строится столовая. Вообще, там сейчас стройка в разгаре, так что не только столовая. Строится стоянка пожарного поезда, тупик для непредвиденных ситуаций и опасных грузов, база восстановительного поезда, база электромонтажного поезда.

14. Главный путь из порта Усть-Луга.

15. Поворачиваем камеру правее. Тут видна стройка локомотивной петли. Когда достроят — электровоз из депо сразу будет идти на парк, минуя всё остальное и забирать готовые сформированные по регионам составы.

16. После разговора внутри мы пошли на левое открытое крыло, для наблюдения за роспуском. Тут тоже шло импровизированное совещание — пока станция работает в опытном режиме, все нештатные ситуации обыгрываются заранее. Над башней управления торчит управляющая антенна — именно она удалённо сообщается с позициями всего оборудования горки (радаров, весового участка, замедлителей, беспилотных тележек-локомотивов и проч.)

17. Теперь смотрим в сторону выхода на Гатчину — к парку приёма. По крайнему пути вытягивают сформированный маршрутный состав, а вдалеке уже подходит полноразмерный наливной со светлыми нефтепродуктами, со ст. Кириши.

18. Вон он, наливной, подтягивается издали на горб горки. «Это уже не просто нефть, а переработка, с завода!». «- И как, большая доля переработанной нефти сейчас идёт на порт?» — «Да вполне солидно, может, где-то за 50 процентов, ближе к 60-ти. По факту, половина точно уходит уже в переработке, а не сырая». (мост под горкой — прокол локомотивной петли, она пока в строительстве)

19. А это более ранний вид на парк приёма в сторону Гатчины (снимок не мой, из Сети, примерно прошлого лета).

20. Преодолевая «горб», затем состав делится на группы вагонов. Потребители-то разные, суда и причалы тоже. Надо делить.

21. …и скатываются на разные пути. На них потом сформируют сборные отправки на конкретные причалы порта.

Теперь о соотношении «наше-зарубежное», поскольку речь об этом у нас зашла сразу.

От «горба» горки и ниже в подгорочный парк начинается сименсовское оборудование.
— Это всё хорошо, да, но как же с санкциями-шманкциями? Что будете делать, если Сименс всё перекроет?
— Чего это он перекроет? Работает с нами по всем позициям — они сами к нам забираются, у них тут есть конкуренты на оснащение. Вон, они даже Крыму турбины для электростанций собрались продавать, по адресу другого региона. А Крым-то вообще под сакнкциями, в отличие от нас.
— Че, серьезно?
— Вполне. Им тоже жить надо, у них там не подъём. Ну и взаимная польза: нам — новые технологии, а им — расширение сферы клиентов.

— А что они конкретно нового дают?
— Во-первых, беспилотное управление составами. Это огромная экономия на маневровой работе и скорости составления. Опять же, уход от тормозных башмаков. Во-вторых, впервые в России мы сможем вести роспуск составов II категории опасных грузов — раньше нельзя было. Т.е. сжиженные газы и всё этакое можно будет с горки спускать. В-третьих, радарный контроль вагонов он-лайн, и обратная связь с замедлителями позиций. Система будет менять усилие замедлителя, согласно грузу, весу вагона и даже силе ветра. Ну и ещё — можно распускать сразу 2 состава одновременно. Система от них называется MSR-32. Она не пневматическая, как наши — а гидравлическая.

— Ну а какие-то запасы запчастей есть, случись чего? Или всё с колёс по заказу?
— Есть, конечно. Они сделали базу комплектации тут, всё будет идти с неё. А вообще, 80% станции — это уже наше. Их хозяйство — подгорочный парк и горка. Ну и наши люди пусть учатся такой работе — сейчас очень непривычно, конечно.

22. После обозрения роспуска сверху пошли на позиции замедлителей, вниз. Состав распускали, и можно было видеть, как срабатывают позиции. Их три. На переднем плане слева стоит радар, он-то и определяет вагон, его скорость, сверяет его документы, берет с метеостанции силу ветра, затем определяет усилие замедлителя.

23. Позиции замедлителей скорости.

24. …

25. Ещё сегмент скатывается с горки.

26. Радарные позиции перед замедлителями.

Да, и самое любопытное в технологии.
Это заменители маневровых локомотивов, которые гоняют вагоны по путям, подтягивают их и сцепляют. Огромная экономия времени и ускорение составления, раза в два-три. Давайте рассмотрим сей девайс.

27. Вот он, стоит за замедлителем. Радиус действия — до конца пучка, на 106 вагонов длины. Стрелочкой помечено незаметное колёсико, которое по команде поворачивается вверх под нужным вагоном и толкает его за колесо, подтягивая куда надо.

28. Такие «локомотивы» стоят на всех путях подгорочного парка.

29. Вид вдоль пути. Как видите, он на тросе.

30. …

31. Вот оно, это толкающее колёсико, внизу справа. Пока оно в «спящем» положении, но по команде с центра управления разворачивается вверх. Вроде и простое на вид, но очень оригинальное решение!

32. А это уже специальные пути с компенсаторами — для роспуска опасных грузов II категории. Их теперь можно будет пропускать через горку.

33. Нумерация путей тут 3-значная. Посмотрев позиции, уходим обратно на станцию. Пора подкрепиться! 🙂

В целом, после ввода станции в строй, вместе с боковыми пучками, можно будет обрабатывать до 5000 вагонов/сутки. Иначе никак не переработать те самые планируемые через 3-4 года 115 млн.тонн груза через порт. Вложения в инфраструктуру приходится делать колоссальные.

PS. Выражаю признательность за содержательные комментарии и рассказ о технологии переработки Звереву Денису Викторовичу, зам.нач. станции Лужская-Сорт. по сортировочной работе, а также пресс-службе Октябрьской дороги и департаменту корпоративных коммуникаций РЖД за доступ на этот интересный объект.

источник