Гений XX века — Сальвадор Дали
Божественный Дали за бога Эроса и эротику.
«В шесть лет я хотел быть Наполеоном, но я им не стал. В пятнадцать я хотел быть Дали – и стал им. В двадцать пять лет я хотел стать самым сенсационным художником в мире, и мне это удалось. В тридцать лет я хотел обеспечить жизнь успехом и – добился этого».
Сальвадор Дали – гений XX века, плод интеллекта и познания, страстный и требовательный искатель, маэстро красок и мысли, Avida Dollars, художник, который и по сей день заставляет содрогаться умы многих людей.
Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной живописной техникой — именно это привлекает нас в произведениях Сальвадора Дали. Его работы заставляют привычные вещи видеть под иным углом сознания, и порой, восприятие его картин может зависеть от меры «испорченности» каждого человека.
В мире художественной интелегенции репутация Сальвадора Дали была невысокой. Большинство художников и критиков придерживались мнения, согласно которому «традиционный стиль письма Дали не сочетался с работой по поиску нового языка живописи, отразившейся на картинах таких мастеров XX века, как Пикассо и Матисс, поэтому творчество Дали в Европе интереса не вызывало. Художнику нужно было искать или создавать новое, своё, культурное пространство. И он подумал об Америке. Дали захотел «открыть» Америку. Америка как будто ждала испанского художника.
…Мастер вышел на палубу, где его встречали американские журналисты.
— С какой стати Вы изобразили нагую жену с двумя котлетами на плечах?
-А с той, что котлеты мне по вкусу, равно как и жена! Почему не изобразить их вместе? Так началось покорение Америки. Работы С. Дали, выполненные в традициях европейского искусства, были благосклонно встречены не только богатыми меценатами, но и простыми зрителями. Америка в то время была страной «юной», без опыта и без прошлого, нуждалась в кумире, личности талантливой, свободолюбивой, своевольной и интригующей. Испанский художник был именно таким. В «свободной стране» проявилась многогранность таланта Дали.
На серию рисунков, выполненных с 1940 по 1968 годов в различных газетах и журналах начали появляться статьи, обвиняющие художника в порнографии и похабщине. Отвечая на вопрос в одном из интервью, безумец он или обычный удачливый бизнесмен, художник ответил, что не знает сам, где начинается глубокий философствующий Дали и где заканчивается абсурдный и сумасшедший.
XХ век – век создания мифов. Сальвадор Дали преуспел в своём мифотворчестве. Он не интерпретирует традиционный мифологический сюжет, а создаёт новый миф, миф о собственной гениальности, и всё его творчество, вся жизнь – отражения этого мифа, порой слишком откровенного. О природе гения-творца он размышляет на страницах автобиографического произведения «Тайная жизнь», которое было воспринято многими современниками как очередной рекламный трюк, причём некоторые его мысли заставляли задуматься, о его извращённом мышлении. С какой целью писал Дали «Тайную жизнь», неизвестно, но то, что автобиография художника – это органичная часть его творческих поисков, очевидно. Ответом на многие острые и компрометирующие вопросы, насчёт использования в его произведениях порнографии, он не раз восклицал «Я — гений», заставляя современников поверить в исключительность своего таланта.
Художественные дарования Сальвадора Дали вызывали неоднозначную оценку. Некоторые называли начинающего художника великим, признавая, что у него были классические чистые линии, и он ни в чём не уступал раннему Пикассо и сквозь слегка размазанные кляксы туши уже проглядывался великий Дали-сюрреалист. Были и те, кто отмечал, что Дали не обладал особыми способностями к искусству, хотя страстно хотел стать художником.
А вот появляется Гала Элюар (урожденная русская Елена Делувина-Дьяконова) являвшееся любовницей Макса Эрнста, основателя дадаизма, а затем и сюрреализма, даже тогда, когда она стала женой французского поэта Поля Элюара. Её встреча с Сальвадором Дали летом 1929 года стала роковой для обоих. Гала, которая была почти на десять лет старше его, казалась Дали утонченной самоуверенной женщиной, вращавшейся долгое время в высших художественных кругах Парижа, в то время как он был всего — навсего простым молодым человеком из маленького провинциального городка на севере Испании. Сначала Дали был поражен красотой Галы и разражался смущенным истерическим хихиканьем, когда они разговаривали. Он не знал, как вести себя при ней, хотя втайне признавал, что она его возбуждала. В свою очередь, Галу смущал этот напряженный молодой человек и его озабоченность мастурбацией и кастрацией.
Про картину «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» говорили, что поза в которой изображена его избранница «неприемленно откровенна».На этом полотне, написанном в 1944 году, Дали изобразил нагую Галу лежащей на каменной плите. Работа напоминает портреты его сестры Анны-Марии, написанные в Кадакесе. Один тигр прыгает на Галу, другого пожирает рыба. Совмещение несовместимого, рыбы, граната, обнажённой женщины, повергли многих критиков в шок. Сальвадор Дали уверенно отвечал: «Усы мои всё растут – как и сила моего воображения»!
Дали был настолько потрясен атомной бомбой, что написал целую серию картин, посвященных атому, на которые, как ни парадоксально, было написано множество критик о похабстве Дали. В «Атомной Леде» обнаженная Гала парит на пьедестале. Позади нее распростерты крылья лебедя. Под пьедесталом и вокруг него парят невесомые предметы. На втором плане видны утесы Кадакеса. Миф о Леде был очень важен для Дали, так как он отождествлял свои отношения с Галой с браком Зевса и Леды, от которого лебедь родил два яйца, а из них на свет появились две пары близнецов: Елена и Полидевк и Кастор и Клитемнестра. Дали видел в себе с Галой двух близнецов, имеющих одну на двоих жизнь и память и не способных существовать друг без друга.
Дали, рисующему на религиозные и научные темы, был необходим отдых. Отдыхал же художник, создавая эротические работы и произведения с черным юмором. Вместе со своим другом фотографом Филиппом Халсманом Дали издал в 1954 году книгу под названием: «Усы Дали: фотоинтервью». «Я сошел с ума? Да я гораздо нормальнее любого, кто купил эту книгу» — было типичной фразой художника на презентации этой книги, где воспевались его знаменитые удивительно навощенные усы, называемые им самим «антенны для восприятия искусства». В том же году он также написал «Юную девственницу, самосодомируемую своим собственным целомудрием». На картине изображалась обнаженная женщина, которой угрожают несколько рогов носорогов. Рог носорога стал для Дали новым символом. Художник связал его с «Кружевницей» Яна Вермера в нескольких своих работах 1955 года. Эта идея была также использована в фильме «Гениальная история Дентелиер и носорогов» снятом Робертом Дешарне, где Дали воспроизводил картину Вермера в клетке с носорогами Венсэнского зоопарка в Париже. Это несообразное сопоставление кружевницы и носорогов означало возврат Дали в его параноидально — критический мир. На этом он заработал состояние, явившись на свою лекцию о «феноменологическом аспекте параноидально-критического метода», которую должен был читать в Сорбонне, в лимузине («лимузином» Дали называл пенис), покрытым цветной капустой.
Сам же Сальвадор Дали считал, что самое большое различие, существующее между эротикой и порнографией, заключается в том, что эротика имеет божественное начало и приносит удачу, тогда как порнография низка и приносит неудачи. Римляне имели богатый опыт по части эротики и знали про это всё. Это в их языке слово похабный (по латыни obscenus) приобретает значение «зловещий». Сальвадор Дали был за Бога Эроса и эротику, основываясь на древнегреческом мифе. Эрос – греческий бог любви. Эросу соответствуют римские Амур и Купидон (латинское «cupido» — желание). Одна из ранних легенд гласит, что именно Эрос заставил сплестись в объятии Урана (Небо) и Гею (Землю), которые дали жизнь многочисленным потомкам. В тех же «Птицах» Аристофана говорится, что Эрос «насиживал» человечество и именно он даровал людям свет бытия.
Сальвадор Дали умер 23 января 1989 года, спустя шесть лет после завершения своей последней работы «Ласточкин хвост», простой каллиграфической композиции на белом листе. Простота картины напоминает работы Поля Кли и трогательна, как музыка скрипки.
Был ли это настоящий Дали? Скрывался ли под усами-антеннами, которые один журналист из французского журнала однажды попросил сбрить, чтобы увидеть настоящего Дали, простой деревенский философ с инстинктивной мудростью? Многие так считают и сожалеют о появлении сексуального смокинга, омаров, символизирующих половую зрелость, содомируемых роялей и системы «Kara n mehra» («Гадь и ешь»), при помощи которых он постоянно привлекал к себе внимание. Тем не менее, Сальвадор Дали и по сей день остаётся ярким представителем культуры ХХ века, помогающий увидеть современный мир через эксцентричную призму его сознания.
автор Юлия Жернякова
из архива EVA&ADAM