РПЦ просит передать ей в собственность чуть больше московских зданий


Московский патриархат просит Рос­имущество расширить список зданий, которые могут быть переданы в собственность РПЦ. Помимо храмовых комплексов, утраченных в период советской власти, список могут пополнить синодальные типографии, православные приюты и епархиальные женские училища и доходные дома, которые Церковь может сдавать в аренду. Росимущество может принять окончательное решение весной.

В Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поступило более 500 обращений от различных конфессий по передаче им утраченных объектов религиозного назначения, сообщил начальник управления по размещению федеральных органов власти Росимущества Сергей Аноприенко. По данным чиновника, наибольшее количество обращений — 161 — поступило от РПЦ, пять — от мусульман, по два — от католиков и представителей еврейских общин. Однако около половины этих предложений еще рассматриваются, а по части обращений принят отказ.

«Власти отказались передавать Церкви дом причта храма Никиты Мученика на Старой Басманной, так как он находится по другую сторону переулка от храмового комплекса, — рассказывает координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин. — Итог оказался плачевным: церковный двор дома был застроен объектами других архитектурных форм, которые испортили облик ансамбля».

По словам г-на Рахматуллина, при передаче дома РПЦ урона архитектуре можно было бы избежать, так как в целом по Москве жалоб на недолжное обращение с архитектурными элементами к представителям патриархата гораздо меньше, чем к остальным собственникам или арендаторам зданий, которые могут представлять историческую и культурную ценность.

Руководитель службы имущественных отношений Русской православной церкви иерей Евгений Гущин отмечает, что случаев подобного отказа в передаче имущества хватает. «Церковь сталкивается с тем, что в городе есть объекты (скажем, дома причта, дома, где ранее проживали священники), не расположенные на одной территории с храмом, но исторически составлявшие единый культовый комплекс, — поясняет Евгений Гущин. — Зачастую по таким объектам мы получаем отказ. Есть здания, которые принадлежали храмам, ныне разрушенным, и близлежащей общине другого храма, у которой нет своих помещений. И в этом случае нам отказывают в регистрации права на собственность. К примеру, храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках не может получить даже часть помещений в единственном сохранившемся здании Страстного монастыря. По этим причинам у нас нет возможности активно заниматься социальной деятельностью, работать с молодежью. Согласитесь — странная логика у чиновников, которые считают передачу нецелесообразной на том основании, что уже нет исконного владельца — Страстного монастыря».

О проблемах заявил также представитель Армянской апостольской церкви, которая также просит передачи здания в Армянском переулке, но указывает на невозможность этой процедуры, так как сейчас оно поделено между тремя собственниками: федеральными, муниципальными и частными, что усложняет передачу всего здания целиком.

Проблемы с недвижимостью служителей культа готовы решать в Рос­имуществе. До 1 апреля ведомство попросило конфессии подготовить списки проблемных объектов, а также оставить свои пожелания касаемо того, как определять, стоит отдавать здание в собственность по требованию священнослужителей или нет.

По словам иерея Евгения Гущина, Церковь выступает за то, чтобы такие строения передавались на основании архивных документов, где четко было бы указано, что дом был построен или был передан для церковных нужд, будь то проведение богослужений, религиозное образование, паломническая деятельность или другие церковные нужды. То есть в собственность Церкви должны отойти здания, в которых находились православные приюты, синодальные типографии, епархиальные женские училища и т.д.

В РПЦ уверяют, что не станут претендовать на здания, в которых сегодня располагаются учреждения культуры и образования, чьи собственники выступают против передачи. В качестве примера представители патриархата приводят здание типографии Ивана Федорова, где сейчас располагается РГГУ. Кроме того, источник в РПЦ рассказал, что патриархат не станет претендовать на архитектурные памятники, ранее имевшие отношение к Церкви, чье содержание священники не смогут покрыть.

Как рассказал РБК daily источник в Московском патриархате, список строений, на которые сможет претендовать РПЦ, по городу уже есть, однако оглашать его Церковь пока считает преждевременным, опасаясь недобросовестных действий со стороны муниципальных властей. Собеседник припомнил случай, когда муниципалитет, узнав о том, что Церковь претендует на здание, оформил обращение от РПЦ задним числом и сдал его в аренду под офисы. Источник добавил, что Церковь также планирует сама сдавать в аренду некоторые строения, чтобы финансово поддерживать деятельность приходов.

По словам Рустама Рахматуллина, это будет возвращением к дореволюционной практике, когда многие монастыри и приходы имели так называемые доходные дома, прибыль от которых также шла на церковные нужды.

источник