Футбол и деньги…Стоят ли две футбольные звезды 100 млн евро народных денег?


Питерский «Зенит» заплатил за полузащитника сборной Бельгии Акселя Витселя и форварда сборной Бразилии Живанилду Виейра ди Соуза, более известного как Халк (прозвище он получил от того самого киношного злобного зеленого великана), в совокупности 100 млн евро. Общественность шокирована. Возмущает общественность космическая сумма, потраченная владельцем клуба, «Газпромом», то есть государственной компанией, – а это значит, что больше 4 млрд рублей достали как бы из нашего кармана, и граждане уже подсчитали, сколько поселков можно было бы газифицировать на эти деньги.


Но рассуждения такого рода бессмысленны. В нашем футболе только несколько команд живут на частные деньги (ЦСКА на деньги Гинера, «Анжи» на деньги Керимова, «Спартак» на деньги Федуна, «Краснодар» на деньги Галицкого). Остальные существуют либо за счет бюджета, либо за счет госкомпаний, корпораций и банков («Зенит» и «Газпром», ВТБ и «Динамо», «Локомотив» и РЖД и еще несколько десятков клубов из того же ряда). Поэтому любые траты клубов типа питерского можно рассматривать как опустошение наших карманов. Но если это опустошение прекратить, то и футбола в стране не будет. А с этим не согласятся те же самые люди, которые сейчас громче всех кричат о питерском транжирстве.

В 2008 клуб приобрел за 30 млн евро португальца Данни в московском «Динамо», и тогда эта цена тоже казалась несуразной. Однако Питер очень хотел этого футболиста, «Динамо» не хотело его продавать, но в контракте игрока была сумма отступных, за которую его придется отдать в любом случае – как раз те самые 30 млн. Та же картина, кстати, и теперь. Аксель Витсель реально стоит не больше 20 млн, «Анжи» предлагал португальской «Бенфике» за него 35 млн, но в контракте было написано 40! И «Зенит» просто заплатил ту сумму, за которую Витселя не продать не могли.

Витсель – звезда, а Халк – суперзвезда, основной форвард сборной Бразилии. Он, конечно, тоже не стоит 60 млн, якобы за него заплаченных (я говорю «якобы», потому что точных сумм мы все равно не узнаем, таковы особенности футбольного бизнеса). Но «Зениту» до зарезу был нужен бомбардир, а португальский «Порту», зная, что за Халком охотятся все европейский суперклубы, выставлял за него цену в 50 млн (что миллионов на 10–15 выше реальной). Суперклубы отступили. «Зенит» тоже был готов отступить. Но заплатил. Только в последний момент цена выросла еще сильнее. Однако «на флажке» времени торговаться уже не было.

Таким образом, мы имеем клуб «Зенит», который, истратив 100 млн евро, занял второе место в Европе (а значит, и в мире) по расходам на игроков этим летом. Больше – в районе 150 млн – потратил только принадлежащий катарским шейхам парижский ПСЖ. А российская премьер-лига в целом потратила этим летом, по оценкам УЕФА, 219 млн евро (весь объем рынка составил 2,25 млрд). Только четыре страны на континенте повысили бюджеты. Это Россия, Франция (благодаря ПСЖ), Украина (где донецкие, киевские и харьковские богачи вошли во вкус) и Германия, переживающая приступ футбольного безумия. Остальная Европа в эпоху кризиса экономит. Зимой европейцы потратили на 20% меньше, чем тратили в среднем в предыдущее четырехлетие. А летом еще на 22% меньше.

Но там футбольные клубы не живут за счет бюджета и корпоративных монстров. Там они сплошь частные. А частным владельцам не с руки тратить миллионы, когда экономику лихорадит. Мы же денег пока не считаем. Плюс Россия вынуждена переплачивать. Отчасти потому, что мы стали заложниками образа богачей. Отчасти потому, что Россию до сих пор воспринимают как страну дикую, ехать в которую небезопасно, и за приезд неплохо бы доплатить. Да и чемпионат наш на периферии общественного внимания в Европе – это вам не Англия, Испания, Италия или Германия. Для настоящих звезд в профессиональном смысле переход в тот же «Зенит» – это шаг назад в плане имиджа. А за это, опять же, стоит накинуть деньжат.

Вот говорят, что Самюэль Это’О в «Анжи» получает 20 млн евро в год – вдвое больше, чем лучшие футболисты мира Лео Месси и Криштиану Роналдо. Потому что иначе он просто не поехал бы ни в какую Махачкалу! И Халку будут платить 7 млн в год, плюс 10 млн подъемных, плюс еще несколько миллионов, которые из уплаченных 60 попали в его карман по условиям сделки.

Такова наша реальность. Если мы хотим быть конкурентоспособными на высшем европейском уровне, то нам придется покупать звезд за заведомо большие суммы, нежели они реально стоят. А пока наш футбол имеет к бизнесу весьма опосредованное отношение, никто за такие траты отчитываться не будет и денег экономить не станет. Несмотря на шокированную общественность.

Кстати, общественность зря так сильно переживает. Транжирство газового монополиста сильно преувеличено. До того как выложить сотню «лимонов» за двоих этих парней, «Зенит» не совершал громких покупок четыре года! А если разделить 100 млн на 4 года, то сумма покажется не такой уж заоблачной. Описанный выше эпизод с Данни был последней большой тратой. После 2008 года деньги если и тратились, то в пределах разумного, а порою не тратились вовсе. Итальянский тренер питерцев Спалетти уже перестал скрывать раздражение, говоря, что ему элементарно не хватает игроков. Что вместо травмированных ему предстоит выпускать необстрелянную молодежь. А также сообщал, что даже с этим составом выиграть чемпионат России он может (что «Зенит» и делает в последние сезоны), но если клуб хочет успешно выступать еще и на международной арене, то ему надо приобретать настоящих звезд мирового класса.

 

источник 

PS:
Если футбол — спорт, то не стоят…
Если футбол — бизнес, то пусть делают его на частные деньги…