Писательница Катя Петровская: в Украине нет общества.
Немецкая писательница украинского происхождения Катя Петровская* о том, как изменилось немецкое общество после войны и как изменилась Украина.
О голодоморе:
На нас не только кровь жертв, но и кровь преступников… Мы все ответственны за то, что происходило в этой огромной Империи. После распада СССР ни одна из республик сказала: мы все виноваты. Никто не взял на себя ответственность за преступления. Все заявили, что они жертвы… Виноватыми всегда были латышские красные стрелки, еврейские коммисары, русские… Никто и никогда, ни в одной из республик, не признал свою вину.
Когда начались все эти события, сначала Майдан, а потом война, Крым, Вы заняли такую проукраинскую позицию в Германии, что, скажем так, не всегда было популярным, среди немецких элит. Это было так?
Я думаю, что Вы ошибаетесь, потому что такой основной тренд в Германии, он, конечно, проукраинский. Вообще эти сроки политические, потому что я значительно более пророссийская человек, чем Путин, поэтому я знаю, что есть хорошая Россия, что есть прекрасные люди, я знаю, что есть русская культура. А вот это все — это какой-то накипь у власти, которая захватила умы миллионов, это не Россия, это ужас.
Мы же когда смотрим на интеллигентных россиян, значительную часть из них, они, по крайней мере публично, может они думают на кухне по-другому, часто разделяют позицию Путина, или частично ее разделяют или на 30% разделяют, или говорят, что Донбасс надо отдать, а Крым всегда был российским … И Вы же формировались в семье, где русская культура, литература всегда были не только объектом изучения, а объектом любви, насколько я понимаю, хотя и мировая тоже. Вы учились в Тартуском университете, где преподавали в свое время блестящие языковеды и литературоведы российские и вообще вся интеллигенция оппозиционно настроена, или значительная часть ехала туда, и поэтому там можно было быть свободным, но быть частью другой русской культуры. Затем Вы жили в Москве, очевидно, у Вас в Москве есть огромный круг общения, и как эти люди реагировали на Вашу позицию, все они Вас поддерживали?
Друзья остались друзьями, и настоящие друзья они абсолютно с нами. И меня как раз поражает больше всего позиция Украинской в этом смысле, я сталкивалась с этим много раз, что вот «нам не нужны эти российские оппозиционеры». Как будто они русские и они заклеймены этим, а то, что им на самом деле в сто раз сложнее, чем нам … Нам хотя бы больно, как сказал мой друг, а им просто стыдно и они вообще не знают, что делать. И им будет тяжело.
Что касается немецких элит. У нас даже нет грамотного мониторинга европейской прессы. Каждая хоть немного образованный человек говорит, что там, в Европе, они считают так или так. Кто читает хотя бы две немецкие газеты? В Германии невероятно развит спектр газетной и телевизионного пространства. Это значит, что есть все.
Можно сказать, что хорошие массовые издания занимали откровенно проукраинскую позицию, потому что есть такая вещь как факты, а люди их уважают. Поэтому нет проблемы с Крымом и Донбассом там. Есть огромное количество немецких журналистов, которые на фронтах здесь. Мне очень трудно все время драться с нашими украинскими интеллигентами, которые говорят, что Европа нас бросила.
Я знаю десятки, сотни инициатив, которые еще по «чернобыльским» каналам, когда еще начался Майдан, повезли вещи, деньги. Есть города-побратимы, принимают людей. Я сама, написав маленькую статью, мне начали звонить какие-то немецкие старики и говорить, что я вот праздную 80-е и предложил собрать деньги вместо подарков. У людей есть совесть и они, в общем, то, что сейчас происходит с беженцами в Германии, то, что Германия берет это на себя и возникает огромное количество инициатив частных, так как государство с этим не справляется. Там совсем другое состояние общества.
А когда здесь говорят, что Европа нас забыла, что она это не сделала — это просто не красиво.
А как Вы воспринимаете то, что здесь делаем мы?
Мне очень сложно говорить об этом, потому что я, естественно, информирована в то, но я не ни профессионалом, ни экспертом. Мои наблюдения — это наблюдение частного человека, который что-то знает, а что-то нет. Ситуация с войной страшная — это трудно комментировать, трудно комментировать в каком состоянии армия, кто призывается.
Я приезжаю в Киев и вот, что я вижу: с одной стороны День Независимости, люди радуются и ходят в вышиванках, ты попадаешь в пространство Софиевской площади, люди там стоят и плачут, с другой стороны — непозволительная роскошь богатых людей. Понять, почему одни люди вкалывают, а другие … я не говорю о повседневной жизни — мы все ходим в рестораны, но позволять себе невероятную роскошь … Вся история этого региона — это история забытых людей. Мы их забыли: и после Оранжевой революции и до этого. А теперь мы имеем то, что мы имеем и никому они не нужны. Это самая большая проблема — эти люди просто никому не нужны. Политика, идеология — это десятое дело.
Не знаю, что Вам рассказать. То, что многое не удалось — так, многое не удалось, но могу сказать серьезно, что немецкая политическая элита на стороне Украины и пока здесь есть какие-то попытки что-то сделать, но разочарование очень серьезное, что серьезная смена элит не состоялась в Украине.
А что такое смена элит?
Когда приходят к власти новые люди, когда меняется принцип властвования. Этого не произошло.
*** При подготовке материала использован гугл-перевод ***
PS: Эта молодая и симпатичная женщина покорила и поразила своим умом и рациональным мышлением…