Перейти…

VGil journal

Новости и события, люди, история...

Архив

RSS Feed

29.10.2020

Должна ли реставрация храма финансироваться за счет федерального бюджета?


Оригинал взят у  

РИА Новости: Реставрационная мастерская "Фреска" в Новгороде может прекратить работу

Новгородская научно-реставрационная мастерская "Фреска" может прекратить работу по восстановлению разрушенной в годы Великой Отечественной войны и считавшейся навсегда утерянной уникальной монументальной живописи XIV века из новгородского храма Успения Богоматери на Волотовом поле из-за отсутствия финансирования, сообщила РИА Новости руководитель мастерской, известный в РФ и за рубежом реставратор Тамара Анисимова.

Как пояснила Анисимова, которую недавно удостоили премией имени Лихачева именно за работу в области реставрации, в связи с тем, что памятник является федеральной собственностью, работы по восстановлению фресок из собранных после войны на руинах церкви реставраторами миллионов обломков должны финансироваться Минкультуры.

"Несмотря на то, что все заявки были сделаны, все документы — поданы, мы сами и встревоженные ситуацией российские и зарубежные ученые обращались в самые разные госинстанции, ни в прошлом году, ни в текущем мастерская не имела госфинансирования, единственное, что мы получили, — это миллион рублей из регионального бюджета, выделенный нам по решению Новгородской облдумы", — рассказала руководитель единственной в своем роде мастерской.

"Сначала нас просили подождать, мы получали из госинстанций ответы, смысл которых сводился к тому, что "мы разделяем ваши волнения, но денег не будет", а теперь нам сообщили, что в текущем году ждать больше нечего и надо ждать 2012 года, если, конечно, мы к тому моменту будем живы", — сообщила Анисимова.

Реставратор отметила, что в полученных мастерской ответах из официальных инстанций отсутствие госфинансирования никак не мотивировалось. Она считает, что сложившуюся ситуацию даже не стоит объяснять, потому что их работу видели все заместители министра культуры, которые занимаются реставрацией.

По словам Анисимовой, для полноценной работы над уникальными фресками и для создания надлежащих условий для их хранения мастерской необходимо около 10 миллионов рублей в год: "Для нашей страны эти деньги — как один раз чай попить, настолько небольшие, что об этом, по-моему, смешно говорить, на Западе такие работы оцениваются в десятки, сотни раз дороже".

Мастерская в настоящий момент существует за счет заказов, которые к главной работе мастерской по восстановлению монументальной живописи из храма Успения Богоматери на Волотовом поле не имеют никакого отношения.

"Мы благодарны новгородскому госмузею-заповеднику (ГМЗ), который "подкармливает" нас, дает нам другие работы, и мы благодаря этому живы, содержим мастерскую, отапливаем ее и охраняем", — поделилась Анисимова.

В настоящий момент в мастерской осталось 15 сотрудников, тогда как в прежние годы в коллективе работали 25-35 специалистов. "Фреска" уже имеет значительные долги за ЖКУ, поступающие на счет мастерской средства специалисты делят поровну, в частности, в прошлом месяце сотрудники получили по 3 тысячи рублей.

"Остались самые главные подборщики — те, у кого это получается необыкновенно, и то, что они терпят, ждут и делают все, что только можно сделать, — я этим поражена", — отметила Анисимова, которая, однако, считает, что ученые не имеют права прекратить работу по восстановлению уникальных фресок.

"За 18 лет выполнена гигантская работа, сделано столько, что трудно было представить, мы и сами удивлены, и это — вещь очевидная, это признают все специалисты", — сказала руководитель мастерской.

Реставраторы восстановили и вернули в храм ряд фресок, в работе у них находятся более половины из 150 композиций церкви.

"Фрески, являющиеся всемирным достоянием, оказались у нас руках, как больной ребенок на руках у матери, и мы этого "ребенка", конечно, и поим, и кормим, несмотря на то, что это тяжело", — добавила она.

По мнению собеседницы, в том случае, если сотрудники мастерской все-таки прекратят работы над восстановлением монументальной живописи, они не возобновятся никогда.

"Если мы бросим волотовские фрески, то это будет заброшено навсегда, кто бы ни пришел после нас, этим людям будет почти невозможно работать теми темпами, которыми работаем мы, поскольку в течение последних лет в мастерской был выращен прекрасный коллектив, в том числе — перспективная молодежь", — сказала руководитель "Фрески", добавив, что работники мастерской не делают секрета из своих оригинальных методик, но новые люди могут разрушить отлаженную схему работы.

"Мы сейчас спешим максимально собрать фрески и максимально смонтировать их в храме", — сообщила реставратор.

Последней композицией, которая уже подготовлена мастерами к возвращению в церковь Успения Богоматери на Волотовом поле, стала фреска "Поклонение жертве". По словам руководителя мастерской, это самая древняя из композиций храма, которая находилась в алтаре за престолом: она должна была стать украшением храма, ее можно было бы назвать главной композицией алтаря, с которой алтарь выглядел бы очень эффектно.

От идеи смонтировать фреску в текущем году реставраторы также были вынуждены отказаться из-за отсутствия финансирования. По словам Анисимовой, спонсоров на монтировку композиций сейчас ищут немецкие коллеги.

Реставратор надеется, что ситуация с госфинансированием изменится в 2012-м году.

"В будущем году заканчивается многолетняя программа "Культура России", средства по которой, вероятно, были, в основном, выбраны в 2006-2008 годах, на текущий год оставались крохи, а в 2012 году начнется новая (федеральная) программа, на которую мы рассчитываем, надеемся также, что Минкультуры придет в чувство, поэтому нам надо обязательно продержаться до Нового года", — считает Анисимова.

Вместе с тем, руководитель мастерской не исключает, что "Фреска" не получит госфинансирования и в будущем году.

"Раньше я цепенела от той мысли, что вообще не будет денег, сейчас эта ситуация вполне реальна, что будет с нашим коллективом — это, судя по всему, никого не интересует", — сказала она.

По словам реставратора, уникальные фрески в этом случае попадут в ГМЗ, однако операция по перевозке монументальной живописи в музей-заповедник потребует значительных средств.

"Проще всего — дать залить мастерскую водой из Волхова (здание "Фрески" расположено неподалеку с берегом реки) или, чего я боюсь больше всего, нас выселят и сроют наш корпус вместе с живописью, просто приедет Вася на бульдозере и "случайно" его сроет, потому что сторож и прораб не будут знать, что Вася был пьян, но пока мы здесь, этого не будет", — заявила Анисимова, добавив, что власти в настоящий момент рассматривают предложение о переводе "Фрески" в корпус, принадлежавший одному из городских заводов.

Собеседница рассказала, что по проекту мастерской предназначались три этажа здания, где помещения хуже прежних, но их устраивают, потому что все условия, необходимые для работы мастерской, там соблюдены. Однако, побывав там лично месяц назад, директор "Фрески" обнаружила, что один этаж уже занят, без предупреждения.

"Главное, чтобы нам теперь не предложили ангар в пригороде", — добавила она.

Андрей Летягин
http://nw.ria.ru/culture/20111014/82060106.html

Метки:

Добавить комментарий