Перейти…

VGil journal

Архив

RSS Feed

19.12.2018

При конфликте на востоке и без Донбасса Украине денег не дадут.


В мае 2014 года Совет управляющих Международного валютного фонда одобрил двухлетнюю программу stand by для Украины объемом $17 млрд. Первый транш Украине составит $3,2 млрд, а размеры второго и третьего определят по итогам инспекций, которые будут проводиться раз в два месяца. Первые поступления от МВФ украинское правительство ожидает получить с 5 по 8 мая. «$1 млрд направится в Нацбанк, $2 млрд — на дефицит бюджета», — заявил министр финансов Украины Александр Шлапак.

Но эти деньги Киеву дают с принципиальным условием. Вот как его сформулировала директор-распорядитель фонда Кристин Лагард: «Риски для программы являются высокими… Волнения на востоке страны создают значительный риск для экономических перспектив. Стабильное и тщательное проведение предусмотренных мер политики при сохранении широкой общественной поддержки будет иметь принципиальное значение для успеха программы… Программа официальных органов представляет собой надлежащий комплекс ответных мер для преодоления текущих трудностей и заслуживает решительной поддержки».

Еще более определенно об условии МВФ сообщило информационное агентство УНИАН: в соответствии с рапортом исполнительного комитета МВФ, кредитная программа stand-by может быть пересмотрена, если правительство Украины потеряет контроль над восточными областями страны. По оценкам экспертов МВФ, это недопустимо по чисто экономическим соображениям: Донецкая, Луганская и Харьковская области дают суммарно около 21% валового ВВП Украины и 30% всего промышленного производства страны.

Киев, судя по всему, воспринял сигнал МВФ как руководство к действию. Обращает на себя внимание следующий факт. Лагард сделала заявление 30 апреля, а уже 2 мая министр МВД Украины Арсен Аваков сообщил, что в половине пятого утра началась активная фаза антитеррористической операции в Славянске. Днем того же дня случилась кровавая бойня в Одессе…

Кредитная программа stand-by. Справка.

Кредит стэнд-бай (англ. Stand-by credit) — кредит, который с 1952 г. предоставляется странам-членам МВФ для определенных, согласованных с МВФ целей на основе соглашений «стэнд-бай». Банк резервирует к установленному сроку оговоренную сумму, а клиент использует ее частично или полностью в зависимости от потребностей в кредите.

Соглашения о резервных кредитах (Stand-by Arrangements) , или соглашения о расширенных кредитах (Extended Arrangements) предполагают, что страна получает гарантию того, что она сможет автоматически получать иностранную валюту до суммы, о которой достигнута договоренность, в любое время, в течение срока действия соглашения при соблюдении его условий. В современных условиях главным назначением кредитов «стэнд-бай» является кредитование макроэкономических стабилизационных программ, осуществляемых странами-членами. Кредиты обычно предоставляются на срок 12-24 мес. Покупки иностранной валюты, совершенные на основе соглашения «стэнд-бай», должны быть погашены в течение двухлетнего периода. Практика показывает, что объем выделяемых средств по таким соглашениям, как правило, превышает сумму их фактического использования. После окончания соглашения не использованная страной сумма кредита возвращается Фонду.

Кредитная программа stand-by. Мнение специалистов.
«Кредит с удавкой». / источник: svpressa.ru  / 24 апреля 2014 года

— Получение кредита предполагает жесткий международный контроль инвесторов за реформами. В чем суть этих реформ?

– Реформы будет проводить, видимо, уже новое правительство Украины, сформированное после президентских выборов 25 мая (если они, конечно, состоятся). Что касается содержания реформ – это вопрос для Украины болезненный. Трудности с проведение реформ возникали во всех странах, получавших стабилизационные кредиты МВФ, и Украина не станет исключением.

В части денежно-кредитной политики, по условиям кредита Stand-by, Украина должна принять на себя обязательство по обеспечению стабильности внутренних цен при сохранении гибкого курса гривны. Эта мера должна помочь устранить внешний дисбаланс и повысить конкурентоспособность украинских товаров. Думаю, в кредитном договоре МВФ определен и срок перехода денежными властями Украины на так называемый режим таргетирования (контролирования) инфляции.

Что касается реформ финансового сектора, Украина должна будет обеспечить стабильность банковской системы, достаточность ликвидности банковского сектора, а также выполнить особые требования по совершенствованию финансового регулирования, связанные со стандартами G20. Можно сказать, это общепринятые правила приличия в регулятивной сфере. На эти стандарты Украина должна будет перейти довольно быстро – в течение, думаю, двух-пяти лет.
Стандартные требования МВФ предъявляет к налогово-бюджетной политике: сделать все возможное для стабилизации бюджета и сокращения его дефицита. Для этого от Украины потребуются четкие приоритеты госрасходов: чем она жертвует, а в каких пунктах не может пойти на сокращения. В первую очередь, расходы сокращают за счет социальной сферы, а также трат на оборону и безопасность.

Еще одно стандартное требование МВФ – предъявить дорожные карты реформ в наиболее бюджетоемких секторах, которые позволят в обозримом будущем (три-пять лет) провести в них структурные реформы. Суть в том, чтобы допускать в эти сектора больше частного капитала, и снизить там роль государства. Мы, Россия, на собственном опыте 1990-х знаем, что такие реформы проводятся довольно тяжело, но при определенной политической воле властей они дают положительный эффект.

Довольно сложными для Украины будут и реформы в энергетическом секторе. Классическое требование МВФ – прекращение субсидирования неэффективных отраслей и предприятий за счет манипулирования внутренними ценами на энергоносители, и ликвидация перекрестного субсидирования (когда тарифы для населения занижаются, а для промышленных предприятий – завышаются). Украине будет предложен график доведения рыночных тарифов на газ и отопление до уровня, обеспечивающих полное возмещение затрат в этом секторе. Кроме того, от украинского правительства потребуют снижать себестоимость этих услуг, и график, как это будет делаться. Отдельным пунктом в пакет энергетических реформ войдет требование о реструктуризации «Нафтогаза» и повышение его эффективности.

Наконец, традиционное обязательство страны, принимающей кредит МВФ – проведение реформ по совершенствованию госуправления и улучшению делового климата. В частности, от Украины могут потребовать принятия нового закона о госзакупках и более прозрачной схемы по возврату экспортного НДС.

– МВФ принимает на себя какие-то встречные обязательства?
– Конечно. МВФ обязуется провести комплексную диагностику украинской экономики, и предоставить свои рекомендации по борьбе с коррупцией, совершенствованию управления, приоритетах законодательной деятельности, эффективности судебной системы и налогового администрирования.
Если смотреть на опыт других стран, кто-то справлялся с условиями МВФ лучше, кто-то хуже. Но в целом, если условия соблюдаются, помощь Фонда не проходит зря. Большинство стран, опираясь на ресурсы МВФ, смогли заметно улучшить свое экономическое положение, и создать основу для экономического роста.

Но в случае с Украиной главный вопрос – это политические риски. Неясно, насколько новое украинское правительство сможет контролировать ситуацию в стране, в какой правовой конструкции необходимые действия будут проводиться. Здесь огромное количество вопросов у всех международных игроков. Всех волнует, каким образом будет создан необходимый политический минимум условий и обстоятельств, позволяющий рассчитывать на эффективность мер по реформированию экономики Украины.

– Ваш прогноз: насколько реформирование украинской экономики по рецептам МВФ будет успешным?

– Я бы оценил шансы на успех и неуспех как один к трем. Думаю, на сегодня примерно 70% – это доля риска. На мой взгляд, в течение ближайших нескольких месяцев на Украине не будут созданы внутриполитические условия, которые позволят начать выполнение экономической программы МВФ. А это очень существенный вывод.
Дело в том, что на традиционном апрельском заседании Всемирного банка, которое прошло в Вашингтоне, геополитические риски, связанные с украинским политическим кризисом, были поставлены в так называемый лист ожидания. Это значит, что пока они носят локальный характер, но если через два-три месяца ситуация кардинально не изменится к лучшему, эти риски можно будет рассматривать как весомый фактор макроэкономической, глобальной нестабильности.
Дефолт Украины никому в мире не нужен – это всегда порождает эффект домино, и глобальную финансовую турбулентность. Поэтому через два-три месяца, когда украинские риски осознает весь международный пул инвесторов, включатся рычаги больших денег в глобальной экономике. Эти рычаги будут недвусмысленно давить на политиков по всему периметру Украины, на всех игроков, влияющих на украинский кризис.
Но есть и еще один существенный фактор. Чтобы включились механизмы помощи – и МВФ, и больших денег – на Украине должны нормально пройти президентские выборы. Пока же я оцениваю вероятность проведения успешных реформ как весьма невысокую…

– При Януковиче, как ни странно, Крым и Донбасс были дотационными регионами, – указывает главный научный сотрудник Центра исследований модернизации Европейского университета Санкт-Петербурга, профессор ВШЭ Андрей Заостровцев. – Проблема в том, что на Восточной Украине сосредоточена масса убыточных градообразующих предприятий, вокруг которых сложились крупные города, с развитой – и вконец изношенной – инфраструктурой ЖКХ. Все это хозяйство нужно было поддерживать, в результате Восток больше съедал, чем приносил в украинский бюджет.

Думаю, – как это ни парадоксально, – что если Восточная Украина отделится, в оставшейся части страны будет проще провести реформы МВФ. Кроме того, нынешнее – практически военное – положение внутри Украины удобно для проведения радикальных экономических реформ. В такой ситуации населению проще объяснить, что нужно напрячься, что другого пути, кроме как болезненные реформы МВФ, у Украины нет.

Но проблема в том, что в Киеве сейчас нет лидеров, способных последовательно проводить радикальные экономические реформы. Именно этот фактор заставляет сомневаться в успешности реализации программы МВФ на Украине…

Метки: ,