Перейти…

VGil journal

Архив

RSS Feed

20.07.2018

Сколько должна стоить жизнь авиапассажира?


Очередной «Боинг» хорошо потрепал нервы пассажирам и экипажу: самолет вылетел рейсом Красноярск-Норильск, после взлета поступил сигнал о разгерметизации салона, самолет ни в какой Норильск не полетел, несколько часов полетал кругами вокруг Красноярска и благополучно сел там, откуда вылетел. Когда стали разбираться, вроде бы установили, что неплотно закрылась дверь салона… Все довольны и смеются.

Буквально на следующий день после катастрофы «Боинга» в Казани сообщали об аварийном возврате «Боинга» в Ростов (рейс Ростов-Москва), тоже из-за проблем с разгерметизацией. «Боинг» тоже был старый…

Люди, которые по работе много летают (как я, например), от таких сообщений только поеживаются. Очевидно, что «снаряды рвутся все ближе». Парк изношен, летчики неопытны и плохо обучены – такова печальная реальность российского авиатранспорта. А играть со смертью в рулетку, всего лишь покупая билет на рейсовый самолет, как-то не хочется. Не все такие экстремалы и фаталисты.

Но что делать?

В Государственной думе, кто бы сомневался, бдят: там уже готов законопроект, запрещающий эксплуатацию летательных аппаратов «старше» 20 лет. Типа – отлетал у тебя «Боинг» 20 лет – в утиль его! Или продавай его куда-нибудь в Уганду (откуда ты его, скорее, всего и приобрел за недорого несколько лет назад). Классический образчик так называемого «ручного управления» и реагирования по принципу «лечения симптомов». Разбился старый «Боинг»? Запретить старые «Боинги»! Не смеют крылья «Боинга» над Родиной летать!

Но, что странно, ни в одной стране мира таких запретов нет. РФ, таким образом, опять хочет стать «впереди планеты всей».

Самое же печальное – думаю, ни у кого нет сомнений, что даже и такие драконовские меры не дадут эффекта в нашей стране – все равно безопасность не повысится ни на йоту.

А как же эту проблему решают на Западе? Как они умудряются летать на аппаратах старше 20 лет и не пикировать носом в полосу? Может, дело в человеколюбии, в повышенной ответственности и прочих высокоморальных вещах?

На самом деле высокая мораль только тогда по-настоящему устойчива и поощряется, когда она позволяет экономить деньги. На Западе все именно так и сделано.

Семьям разбившихся в Казани выплатили по миллиону рублей. Причем выплатило государство – от него не убудет. А если бы такая катастрофа произошла «у них», то тм суд присудил бы выплатить тоже миллион… Но долларов. За каждого погибшего. А то и поболе – 2 или 3 миллиона.

Из этой очень наглядной разницы в цене человеческой жизни следует все остальное. Кто платил бы эти миллионы, а точнее – сотни миллионов долларов семьям? Уж никак не государство. Их выплачивала бы страховая компания. Та, которая по договору с авиаперевозчиком страхует его рейсы.

Легко ли страховщику, даже крупному, вот так взять и выложить из кармана сотню «лимонов», и не «деревянных», а зелени? Нелегко. Одна-две таких катастрофы – страховщику и обанкротиться недолго. Надо ему это? Нет, не надо. Поэтому что? Поэтому на Западе страховые компании очень внимательно следят за состоянием и уровнем эксплуатации «своих» воздушных судов.

Подчеркну: они это делают вовсе не из человеколюбия и не потому, что им это велит американская ГосДура. У них есть гораздо более понятный стимул – они боятся ПОПАСТЬ НА БАБКИ, если катастрофа все-таки произойдет. Платить-то придется им!

Поэтому они очень внимательно следят, в частности, за всеми «летными происшествиями». Что бы случилось с на Западе, если бы там самолет так же, как у нас – взлетел из Ростова, полетал немного, а потом бы под писк аварийной сигнализации возвратился в порт отправления? «У них», безусловно, страхователь бы очень переполошился по такому случаю – да и, как минимум, поднял бы для авиакомпании платежи по страховке раз этак в… Ничего личного, только бизнес: у вас самолет едва не гикнулся, если что, платить нам – так что извольте поднять свои платежи, так как у нас возросли риски!

И за уровнем подготовки летного состава страховщики следят также очень внимательно, не упуская ни одного случая «придраться» и, опять-таки, поднять страховые платежи: «О, у вас половина летчиков – переученные бортинженеры с опытом менее 2 лет в качестве пилотов?! Извините, плата по страховому договору не может быть низкой при таких раскладах…»

Словом, да, это оно – всевластие проклятого чистогана. Даже человеческую жизнь, проклятые империалистические ублюдки – и ту оценили в долларах! Капиталистические свиньи!

Однако в результате авиаперевозчики боятся террора страховщиков даже больше, чем разных проверяющих из государственных служб. Потому что госконтроль – формалисты, а страховщики вникают в тонкости. Не от излишнего педантизма – они просто понимают, что рискуют своими кровными.

И вот поэтому, кстати, капиталистические акулы предпочитают набирать в свой штат – сотрудников страховых компаний – людей с такими качествами, как честность, неподкупность, дотошность и человеколюбие. Это банально ВЫГОДНО – с такими меньше шансов, что в один прекрасный день придется выкладывать сотню «лимонов» за «страховой случай» под дружные проклятия прессы.

А что у нас не хватает? У нас не хватает малости:

А) нормальных, а не «карманных» судов

Б) нормального, а не созданного в рамках «карго-культа» страхового рынка.

А самое главное – не хватает собственно главной составляющей капитализма, то есть капиталистов. Везде протянуло свои холодные рыбьи щупальца государство. Та же самая «авиакомпания Татарстан» — что это было? Кто были ее собственники, РЕАЛЬНЫЕ владельцы? Очень похоже, что – какие-то чиновники высшего звена из того самого Татарстана. И основные наши авиакомпании, тот же «Аэрофлот» — тоже квазигосударственные. Причем государство, в лице Медведева, прямо и недвусмысленно провозглашает курс на дальнейшее огосударствление всего рынка авиаперевозок.

К чему это приведет? Да к тому, что, как минимум, все вышеизложенные РЫНОЧНЫЕ стимулы типа «страхование» и «цена человеческой жизни» у нас вообще не будут работать. Главное отличие чиновника от предпринимателя – чиновник не боится разориться. Это главное, почему госпредприятия всегда сколь угодно близко подходят к краху: да просто потому, что им это ничем не грозит. Ну, уволят в крайнем случае менеджеров, делов-то.

Взять руководство той же «авиакомпании Татарстан» — ну что им можно предъявить? Летчики были малоопытные? Да там только пожмут плечами – ну и что? Летный сертификат пилота первого класса у них был? Был. Летать они имели право на «Боинге»? Имели. Ну так и что, какие претензии?

Претензий никаких нет.

А на самолетах у нас летать страшно. И будет еще страшнее.

источник

Метки:

Добавить комментарий