Перейти…

VGil journal

Архив

RSS Feed

13.12.2018

Веру в дело… Бизнес, на котором поставлен крест.


Чем владеет Русская православная церковь?
Роскошная гостиница, банки, здания, поставки автомобилеи? BMW, крупные и малые заводы – вот лишь примерныи? перечень бизнес-интересов Русскои? православнои? церкви (РПЦ). Организация получает 100–150 млн долларов наличными в год в виде пожертвовании? и иных доходов, и часть денег необходимо инвестировать, говорят защитники церкви. Они кивают на Ватикан, чья наличность, акции, земли и недвижимость стоят больше 1 млрд евро. Какие активы принадлежат РПЦ? И отличаются ли ее предпочтения от вкусов зарубежных «коллег»?

Торговый центр Христа Спасителя

Привести в порядок пиджак в этои? химчистке стоит, в общем, недорого – 385 рублеи?. Необычно само ее расположение – на территории храма Христа Спасителя (ХХС). Попасть туда можно с набережной Москвы-реки, минуя Трапезную. «Здесь собственная мини-химчистка, 15 храмов обслуживает, – пожимает плечами приемщица. – Почему бы заодно и обычным людям не воспользоваться?» Впрочем, это копеи?ки. А вот корпоративы в залах ХХС являются настоящеи? золотой жилои?. Так, аренда Трапезнои? палаты на 200 персон обходится в 70 тыс. рублеи?, еще 3–4 тыс. на человека – еда, алкоголь и банкетное обслуживание. Гулянки клерков в крупнейшем кафедральном соборе РПЦ продолжаются уже несколько лет. Например, в журнале блогера Максима Дементьева легко наи?ти фотографии с празднования 125-летия Deutsche Bank, проходившего в Зале церковных соборов в 2006 году…
Бурнои? коммерческои? деятельностью храма недавно заинтересовались в Обществе защиты прав потребителеи? (ОЗПП). В ходе проверки здесь, помимо химчистки и «банкетных» залов, были обнаружены автомои?ка, шиномонтаж, автосервис, платная парковка, множество торговых ларьков. «Фактически на территории храма действует бизнес-центр, предоставляющий потребителям широкии? спектр коммерческих предложении? (…). Имеющаяся вывеска «Храм Христа Спасителя» не соответствует требованиям закона к торговым предприятиям», – категоричны в ОЗПП. Однако тяжбу против структур РПЦ организация проиграла: суд признал, что товары не продаются, а дарятся, ценники на самом деле вовсе не ценники и указана на них не цена, а рекомендуемый размер пожертвования.

Большинство людеи? все-таки волнует не отсутствие контрольно-кассовои? техники, а моральная сторона вопроса. Представители церкви пытаются доказать: коммерциеи? занимаются не они, а Фонд храма Христа Спасителя, юридически с РПЦ не связанный. Аргумент неубедительный. Бизнес не может забыть, как в свое время приходили факсы из управ раи?онов, в частности «Коньково», с требованием перечислить минимум 20 тыс. рублеи? в этот самыи? Фонд ХХС. Многие предприниматели соглашались, не желая ссориться с московскими чиновниками. Теперь же, когда работы завершены, кафедральныи? собор, построенныи? буквально всем миром, стремительно превращается в увеселительныи?, торговыи? и деловои? центр. Не добавляет красоты и история с девушками из группы Pussy Riot, якобы оскорбившими православную святыню.

Но «банкетные» залы и автомойки – лишь вершина аи?сберга. Годовой оборот Фонда ХХС вместе с тремя «дочками» (ЧОП «Колокол», ООО «Венец-Ф» и ООО «Врата-4») не превышает 40 млн рублеи?. Правда, еще 372 млн фонд, по информации газеты «РБК daily», должен получить в текущем году из столичного бюджета. Коммерческие же доходы всех подконтрольных РПЦ предприятии?, по самым скромным подсчетам, тянут на 600 млн рублеи?, а стоимость их активов приближается к 2,3 млрд.Владельцы заводов, церквей, бутербродов 

В тяге к коммерции церковь обвиняли не раз. В 90-е ее дочерние структуры были уличены в беспошлинном импорте сигарет и торговле водкой, а заодно и экспорте нефти при посредстве АО «Международное экономическое сотрудничество». По данным ЕГРЮЛ, в период с 2003 по 2010 год РПЦ через ЗАО «АО Витал» владела четвертью «БМВ Русланд» (остальными 75% – австрии?скии? «БМВ Остерраи?х холдинг»), ввозившеи? в Россию престижные иномарки. Сеи?час компания ликвидирована, а на ее месте (по адресу город Химки, улица Панфилова, владение 19, строение 1) расположилось ООО «БМВ Русланд Треи?динг», также на три четверти находящееся в собственности австрии?цев. Его годовои? оборот в 2010-м перевалил за 46 млрд рублеи?.

В целом инвестиционные предпочтения священнослужителеи? не отличаются оригинальностью: строительство, ресторанное и гостиничное дело, оптовая и розничная торговля, сельское хозяи?ство и производство продуктов питания. В столичном регионе «жемчужинами» бизнеса являются четырехзвездочная гостиница «Даниловская» и ОАО «Ритуальная православная служба» (на него вместе с аффилированными компаниями приходится не менее десятои? части московского рынка ритуальных услуг), на Урале – камнеобрабатывающии? и фарфоровыи? заводы, домостроительныи? комбинат, а Новосибирская епархия долгое время владела долеи? бутерброднои? сети «Подорожник». Особои? рачительностью отличается Данилов ставропигиальныи? мужскои? монастырь в столице. Совокупныи? оборот принадлежащих ему предприятии? в 2010 году достиг почти 180 млн рублеи?.
Не оставляет РПЦ равнодушнои? и финансовыи? сектор. Евгении? Пархаев, генеральныи? директор художественно-производственного предприятия «Софрино» (ХПП «Софрино»), много лет поставляющего свечи, кресты, иконы и другую церковную утварь, одновременно является председателем совета директоров банка «Софрино». Последнии? знаменит церковным куполом на эмблеме и тесными связями с Московскои? патриархиеи?. Не исключено, что деньги, зарабатываемые одноименным предприятием, и сформировали капитал кредитного учреждения. Другои? околоцерковныи? банк – АКБ «Пересвет». Различные религиозные организации владеют 3,29% его акции?, ровно столько же у другого крупнейшего собственника – ЗАО «Экспоцентр». Наконец, РПЦ принадлежит 0,23% ЗАО «Банкхаус Эрбе». Кстати, порицание роскоши и аскетизм – явно не маркетинговая политика «мошны» РПЦ. «Банкхаус Эрбе» специализируется на private banking для состоятельных клиентов, а «Софрино» первым стал выдавать кредиты на покупку яхт и оказывает спонсорскую поддержку яхтингу.

Какои? процент в совокупном доходе церкви составляет деятельность коммерческих «дочек»? РПЦ не любит разговоров о своих финансах. Последнее масштабное исследование на этот счет было проведено еще в начале нулевых социологом Николаем Митрохиным (в настоящее время сотрудник Центра по изучению Восточнои? Европы при Бременском университете). Тогда он оценил пожертвования, выручку от продажи свечеи?, иконок, крестиков, оказания услуг и чисто коммерческой деятельности в 500 млн долларов. Туда попал и так называемыи? безнал: подарки в виде строительных и иных материалов, безвозмездная помощь бизнеса, бесплатная работа прихожан. Годовои? наличныи? оборот небольшои? городскои? церкви начинается с 3 тыс. долларов, храма в раи?центре – с 10 тыс., на кафедральныи? собор приходится не менее 80 тыс. В целом наличные доходы составляют 100–150 млн долларов, остальное – безнал.
Выручка коммерческих «дочек» РПЦ (тех, что раскрывают такую информацию, и без учета семинарии?, гимназии? и других образовательных учреждении?) в 2010-м была оценена в 600 млн рублеи?, или 20 млн долларов, то есть 15–20% от оценки наличного оборота, проведеннои? г-ном Митрохиным. В пресс-службе Святеи?шего Патриарха Московского и всея Руси на запрос журнала «РБК» об экономическои? деятельности и доходах организации не ответили. Но если верить этим цифрам, РПЦ не слишком отличается от зарубежных «коллег». Центр изучения глобального христианства при Духовнои? семинарии Гордона – Конвелла (GCTS), занятый статистическими исследованиями, оценивает оборот всех христианских церквей в 2012-м в 569 млрд долларов. «Откуда эта цифра? По нашим расчетам, основанным на данных ООН и Всемирного банка, совокупныи? годовои? доход всех христиан мира приблизительно равен 32 трлн долларов, – поясняет научныи? сотрудник центра Альберт Хикман. – Наш анализ показал: на религию приходится 1,78% этои? суммы, что и есть 569 млрд». Доходы религиозных организации? эксперты делят на прямые и косвенные. Их соотношение – примерно 70:30. «Первые – это прямые пожертвования в пользу церквеи?. Вторые – выручка различных околорелигиозных фондов, поддержка со стороны государства, а также доходы от инвестиционных проектов церкви», – продолжает г-н Хикман.

Таким образом, каменоломни или бутербродные, подконтрольные епархии, не уникальная российская ситуация. Христианские организации всего мира, стремясь приумножить свои капиталы, делают инвестиции в реальный сектор. И зарубежные священнослужители в погоне за прибылью часто оказываются в центре скандалов.

Немецкое порно и «прачечная» Ватикан

Где граница между порнографиеи? и эротикои?? Этот нескромныи? вопрос очень занимает Католическую церковь Германии. Недавно выяснилось, что «дочка» издательства Weltbild, полностью принадлежащего духовенству, выпускает книги вроде «Возьми меня здесь и сеи?час» или «Грязные рассказы». Католическая организация купила Weltbild более 30 лет назад и с тех пор вложила в компанию 182 млн евро. Средства были получены главным образом за счет так называемого церковного налога, в обязательном порядке взимаемого с прихожан. Ставка его составляет 8–9% от суммы, уплачиваемой немцами в качестве подоходного налога. В 1998 году Weltbild, желая расширить присутствие на рынке, приобрело пять издательских домов, в том числе 50% Droemer Knaur, известного своеи? порнографическои? продукциеи?. Если говорить о чисто финансовои? стороне, стратегия оказалась успешнои?. Сеи?час Weltbild имеет 1,7 млрд евро годового оборота и является крупнейшим игроком в секторе офлаи?н-продаж (20% германского рынка), а в интернет-торговле книгами уступает только Amazon.

Как церковь реагирует на обвинения в свои? адрес? В 2009-м она предприняла осторожную попытку продать Weltbild, но купить его по заявленной цене желающих не нашлось. Тогда священнослужители перешли в агрессивное наступление, разместив на официальном саи?те издательства пресс-релиз, где обвинили СМИ в целенаправленной атаке на них. Суть же защиты сводилась к тому, что данные книги относятся к эротике, а вовсе не порнографии, а кроме того, на них приходится менее 1% оборота издательского дома. Однако Папу Римского это не убедило: вскоре после опубликования пресс-релиза он раскритиковал инвестиционную политику немецких епископов. В результате некоторые епархии, в том числе Кельнское архиепископство, продали акции злосчастного издательства. «Мы не можем зарабатывать в будни на том, против чего проповедуем по воскресеньям», – объяснил это решение глава архиепископства кардинал И?оахим Меи?снер. Впрочем, далеко не все последовали его примеру. Как минимум 70% акции? по-прежнему находится в руках Католическои? церкви Германии, а Droemer Knaur радует читателеи? книжными новинками вроде «Грешных игр» или «Секса для экспертов».
Конечно, основную часть инвестиции? служители Господа направляют все же не в сомнительные, а во вполне респектабельные виды бизнеса – недвижимость и государственные облигации. Как утверждают некоторые аналитики, Католическои? церкви принадлежит больше недвижимости, чем любои? другои? организации на планете. В 2006 году – а именно тогда Святой престол в Ватикане в последний раз подробно раскрывал финансовые показатели – девелоперская деятельность принесла 32,3 млн евро, или 25% всеи? прибыли. Еще около 14 млн (порядка 10% прибыли) дали дивиденды и купонные выплаты по принадлежащим церкви ценным бумагам. В 2008-м в прессу просочился секретный баланс Ватикана. Из документа следовало, что тот владеет 340 млн евро наличными, 540 млн в виде акции? и облигации?, а также землеи? и недвижимостью во Франции, Англии и Швеи?царии стоимостью 420 млн.

Финансовые дела Папы Римского тоже едва ли можно назвать безупречными. Недавно с большим скандалом был уволен глава Банка Ватикана Готти Тедески. При заключении контрактов он выбирал определенные строительные компании, несмотря на то что их расценки примерно в 2 раза превышали средние по Италии. Но однои? лишь коррупциеи? дело не ограничивается. Глухая без окон башня средневековои? построи?ки, финансовое сердце всеи? Католическои? церкви, Банк Ватикана пользуется неоднозначнои? репутациеи? в банковских кругах. Он отказывается соблюдать многие международные требования по раскрытию информации, и контролерам уже приходилось ловить учреждение на отмывании денег. В 2006 году предприимчивый итальянец по фамилии Бонаккорси получил от Евросоюза 250 тыс. евро субсидии на создание рыбнои? фермы, которую вовсе не собирался строить. Его сын священник положил эти деньги на депозит в Банке Ватикана, оформив как пожертвование. Никаких дополнительных бумаг от священнослужителей не требуется. После нескольких транзакции? средства попали на счет родственника семьи Бонаккорси, члена сицилии?скои? мафиознои? группировки – это и привлекло внимание финансовои? полиции.
Этот копеечныи?, в общем-то, случаи? иллюстрирует общую тенденцию. Недавно JP Morgan Chase закрыл у себя счета Банка Ватикана. Как пишут итальянские газеты, за 18 месяцев через них прошло 1,5 млрд евро, причем, несмотря на значительные обороты в течение дня, они всегда становились пустыми к закрытию, что и заставило банкиров заподозрить финансовые махинации. Ранее полиция Италии изъяла 23 млн евро, принадлежавшие Банку Ватикана, со счетов Credito Artigiano. Банк-посредник сам обратился к контролерам, когда представители Ватикана отказались сообщить причину перевода средств и имена получателеи?. Эта история также в числе причин отставки Готти Тедески.

Веру в дело

Обсуждая не всегда красивыи?, а порои? и просто незаконныи? бизнес церкви, нужно отметить важныи? момент – влияние религии на экономику и экономическии? рост тои? или инои? страны. Экономисты Роберт Барро и Реи?чел Макклири в период с 1981 по 1998 год провели шесть международных исследовании?, которые легли в основу их работы Religion and Economic Growth. С однои? стороны, получилось, что набожность людеи? позитивно влияет на динамику ВВП. Вера заставляет человека придерживаться высоких моральных принципов, положительно сказывающихся на производительности труда. По мнению авторов, речь идет о бережливости, этике в работе, честности и дружелюбном отношении к незнакомым людям, готовности оказать им поддержку. Другим следствием влияния религии на общество является стремление верующих получить образование, а также завести семью и детеи?.

С другои? стороны, привычка граждан часто посещать церковь может, наоборот, иметь негативные последствия. Проведение религиозных обрядов требует ресурсов, которые отвлекаются из других секторов. Из исследования легко сделать вывод: если регулярные визиты в церковь одних прихожан способствуют тому, что туда начинают ходить и другие, а вера первых становится более интенсивнои? (и они проявляют еще больше трудолюбия, этики в работе и т.д.), то все неплохо.
Если же воскресные службы мало влияют на умы, то никакой пользы для экономики нет, а есть только ущерб, связанныи? с перераспределением ресурсов. Впрочем, такая логика едва ли понравится хоть кому-то из представителеи? официальных конфессии?. Ведь если следовать еи?, получится, что и имущество церкви можно использовать с большеи?, чем сеи?час, пользои?.

источник

 

 

Метки: , ,

Добавить комментарий