Перейти…

VGil journal

Новости и события, люди, история...

Архив

RSS Feed

22.10.2019

«Почта России» и информационные технологии.


«Электропочта России»

В дележе миллиардов рублей, отпускаемых государством на развитие информационных технологий, довольно оригинальным путем собралась поучаствовать «Почта России»: в декабре правительству России будет представлен законопроект «О почтовой связи», предусматривающий в том числе возможность создания единой электронной почтовой системы. Официальный электронный почтовый ящик должен позволить гражданам, предприятиям, ведомствам и госорганам рассылать и распечатывать юридически значимые документы. Ожидается, что новая система будет частично платной и, возможно, интегрирована с сайтом «Госуслуги» (gosuslugi.ru).

Отметим сразу, что появившиеся в прессе подробности этой системы еще не стали предметом анализа даже внутри самой «Почты России» — там ожидают вступления закона в силу. Потому детали нового сервиса, интенсивно обсуждаемые в Рунете, отражают лишь частное видение предмета со стороны отдельных чиновников. Из-за этого, видимо, сообщения и изобилуют подробностями, способными повергнуть в недоумение любого, имеющего хоть какое-то представление о том, как функционирует интернет.Первая сомнительная деталь лежит прямо на поверхности: привязка адреса электронной почты к физическому почтовому адресу. Чиновники полагают, что при переезде клиент должен будет закрыть имеющийся ящик и завести другой. При этом на один физический адрес, естественно, придется заводить много почтовых ящиков — согласно числу проживающих. Можно себе представить, какой длины будет такой адрес, если он должен включать почтовый индекс, собственно адрес и как минимум еще и полное имя клиента. И как его будет удобно разбирать — особенно учитывая, что к проблеме адекватного представления кириллицы в электронных адресах пока даже не подступались.

Правда, главная задача новой почты — общение «человек–государство», и разбирать адреса при этом вроде бы необязательно. Тогда, спрашивается, зачем нужен такой сложный и хлопотный в обращении способ? У человека в современном мире и без того имеется довольно много идентификаторов, и среди них есть даже уникальные: например, все тот же номер СНИЛС*, на котором основаны упоминавшиеся «Госуслуги».

Но главные сомнения возникают в самой необходимости такого сервиса. Если говорить о пересылке юридически значимых документов, то для этого существует известный и широко практикуемый во всем мире метод под названием «электронная подпись», основанный на теоретически обоснованных положениях науки криптографии. Исправить российское законодательство, до сих пор ориентированное на бумажные документы, новый сервис, очевидно, не сможет. При этом его надежность (устойчивость к атакам, к перехвату данных, к подложным письмам) будет заведомо ниже, чем любой отработанной криптографической процедуры. Следовательно, либо доверять таким письмам придется с оглядкой, либо придется внедрять в сервис те же элементы криптографии. Во всех этих случаях становится совсем непонятным смысл существования нового сервиса: посылать надежно идентифицируемые письма с «электронной подписью» с таким же успехом можно и через любимый российскими чиновниками Mail.ru.

Как отмечает в интервью «Коммерсанту» советник министра связи Борис Оникул, новый сервис призван улучшить показатели «Почты России». Почему-то «Почта России» не пыталась это сделать до сих пор и ждет аж специального закона. Без такового она удивительным образом умудряется проскочить через все перемены в обществе, практически не изменяясь. Письма — что из Москвы во Владивосток, что на соседнюю улицу — путешествуют неделю-другую: сейчас в некоторых случаях даже дольше, чем полвека назад. Посылку из Петербурга в Москву — путь, который «Сапсан» преодолевает за четыре часа, — можно ожидать недели через три.

«Почта России» неспособна организовать даже банальное в наше время отслеживание отправлений через интернет (только на одной такой услуге она могла бы заработать миллионы). Однажды мне пришлось искать задержавшуюся посылку, и выяснилось, что внутри «Почты» тоже нет способа узнать, где в данный момент что находится: этакий «черный ящик» с входами и выходами, и абсолютно недоступный внутри.

Как ни парадоксально, но с обычной почтой в электронный век происходит то же, что с потреблением бумаги: ее востребованность не снижается, а растет. Меняется только характер корреспонденции: меньше личных писем, зато больше объем пересылки товаров. Так, может быть, сначала все-таки наладить профильные сервисы: своевременную доставку, разгрести очереди в почтовых отделениях, обеспечить прозрачность путей прохождения почтовых отправлений, и только потом начинать разговор об улучшении показателей за счет изобретения новых сущностей не совсем понятного назначения?

…Впрочем, есть догадки. Илья Массух, бывший замминистра связи, когда-то оценивал проект электронной почты для «Почты России» в 10 миллиардов рублей. Готовность потратить такие средства на явно сомнительные цели показывает, что эйфория, охватившая власти, внезапно открывшие для себя перспективы высоких технологий, явно требует доброй, но твердой направляющей руки. Иначе целью всех этих начинаний останется лишь то, что один комментатор на сайте Roem.ru выразил словами: «Не нужно быть Навальным, чтобы услышать звон многоручной пилы…»

источник 

Метки:

Добавить комментарий