Перейти…

VGil journal

Архив

RSS Feed

17.07.2018

НАТО. Французы желают выйти или реформировать альянс


Северо-Атлантический Альянс после распада СССР потерял цель и идеологию. Точнее и то, и другое стало отражать только интересы США в их GWOT-версии «после 11 сентября 2001 года». Соответственно, европейским странам следует либо выйти из НАТО, либо реформировать Альянс таким образом, чтобы он отвечал интересам ЕС. «Европейскому Союзу нужно заняться разработкой новой оборонной стратегии, с учетом всех угроз и рисков и в первую очередь тех из них, которые расположены в его непосредственном географическом окружении. Кроме того, необходимо будет установить оборонные отношения с соседями ЕС и прежде всего Россией и Средиземноморьем», – считает Франуа Ривер, генерал ВВС и единомышленник нового президента Олланда, в статье, опубликованной Le Monde (перевод inoСМИ.Ru).

Франсуа Ривер отмечает, что европейские страны сами виновны в том, что НАТО стало фактически инструментом внешней политики США. После распада советского блока ни одна европейская страна-член НАТО не захотела направить на оборонные нужды политические и финансовые средства. И оплачивать функционирование альянса пришлось Соединенным Штатам. Ценой беспечности стало то, что все стратегические концепции НАТО были последовательно разработаны по инициативе США и отвечали задачам в сфере защиты их интересов в мире после окончания холодной войны.

В 90-х, особенно в начале десятилетия, Вашингтон стремился не допустить появления нового альянса, способного стать для него угрозой, получить отдачу от инвестиций в НАТО путем переориентации его сил на внешние операции и возможность использовать пространство, а также наземные, морские и воздушные опорные пункты в Европе.

К концу «нулевых» годов американские интересы в сфере безопасности сместились в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, что сопровождалось сокращением инвестиций США в оборону и безопасность Европы. Европейские социалисты, к числу которых относится и автор статьи, Франсуа Ривер, не разделяют американского мессианства и идей противостояния радикальному исламу (исламскому терроризму) во всем мире. Кроме того, США, столкнувшись с тем, что, несмотря на формальное членство в НАТО десятков стран, реальную поддержку в двух крупных войнах и множестве «локальных» операций оказывают единичные «союзники». Зато все остальные не устают наращивать требования о помощи в вооружениях и прямых спонсорских вливаний «на безопасность». В последние годы Белый Дом начал урезать запросы союзников по Альянсу, что не могло не возмутить получателей.

Как следствие этих факторов, представитель французского военного истеблишмента, Ривер – генерал BBC и депутат Социалистической партии – заметил, что «европейская оборонная политика» не направлена на защиту европейской территории. Что означает, что странам ЕС следует пересмотреть Североатлантический договор. «Нашей целью должна стать адаптация трансатлантической связи к новым стратегическим реалиям путем передачи европейцам ответственности за их безопасность в соответствии с их собственными политическими и стратегическими интересами (они не всегда совпадают с интересами тех стран НАТО, которые не входят в Европейский Союз)» – пишет Ривер в Le Monde.

Входящие в НАТО государства-члены Европейского Союза полагают, что их общая оборона осуществляется в рамках НАТО в силу статьи 5 Североатлантического договора («Стороны договариваются о том, что вооружённое нападение на одну или нескольких из них… будет рассматриваться как нападение на всех; в случае такого вооружённого нападения каждая из них… участвует во взаимопомощи). Однако, статья 42.7 Лиссабонского договора прописывает куда более жесткие условия в плане совместных действий в случае вооруженного нападения (другие государства-члены должны оказать помощь и содействие всеми возможными средствами).

ЕС больше не может основывать свою безопасность на существующей неустойчивой системе, в которой сосуществуют национальные оборонные политики, европейская оборонная политика с ограниченными возможностями для решения кризисов и НАТО, которое по факту находится под контролем США, считает французский генерал.

Чтобы определить эти новые отношения, Европейскому Союзу нужно заняться разработкой новой оборонной стратегии (нынешняя была составлена в 2003 году и лишь слегка отредактирована в 2008 году, а ее анализ угроз слишком сильно завязан на американской доктрине в ее версии «после 11 сентября») с учетом всех угроз и рисков и в первую очередь тех из них, которые расположены в его непосредственном географическом окружении. Кроме того, необходимо будет установить оборонные отношения соседями ЕС и прежде всего Россией (она, кстати, и сама это предлагала) и Средиземноморьем. Особое внимание здесь также следует уделить Турции, которая стремится в Европейский Союз и играет стратегическую роль в регионе, считает французский социалист.

Здесь стоит пояснить, что, во-первых, в том варианте, который предлагает Ривер, Турция, с ее самой большой и постоянно практикующейся армией, плюс, как возможный контролер «Южного потока», вполне может попытаться доминировать в ЕС в военном плане. Или станет соревноваться за гегемонию почти на равных с Францией и Германией. Во-вторых, предполагая Турцию в качестве равноправного члена ЕС, Ривер, либо упускает из виду, либо умалчивает, как социалист, о нынешних изменениях турецкой внутренней и внешней политики. Самое главное из этих изменений – превращение Турции из светской страны в исламское государство и соответствующая переориентация внешней политики. Премьер Эрдоган разорвал почти все экономические и политические связи с Израилем, демонстративно «задружившись» с Сирией и Ливаном. В стране прошли масштабные чистки среди касты военных – которые со времен Ататюрка являлись опорой светских властей. Если с такими приоритетами Турция станет активным участником ЕС – Европе можно будет посочувствовать…

Независимую оборонную политику Европы нужно выстраивать на основе трех главных задач, считает Ривер и его «патрон» – представитель Социалистической партии, занявший пост президента Франции Франсуа Олланд: «Развитие связей со всеми нашими европейскими партнерами, изучение всех возможностей для рационализации военных структур в странах-членах Евросоюза, консолидация европейской технологической и промышленной базы. Сейчас нам нужно несколько государств-локомотивов, чтобы начать движение по этому пути, столь не похожему на современное восприятие оборонной политики, которая нацелена на формирование жесткого ядра, объединяющего в себе все оборонные средства».

источник

Метки: ,

Добавить комментарий