Перейти…

VGil journal

Архив

RSS Feed

17.10.2018

Законопроект о национализации имущества социально неэффективного собственника.


via posted by

Считаю, что в некотором роде этот законопроект, внесенный депутатами-справороссами и поддержанный комитетом ГД по собственности – новое слово в вопросе понимания сути предпринимательской деятельности.

Впервые сделана попытка на законодательном уровне социализировать предпринимательскую деятельность, определить критерии социальной эффективности предпринимательства и установить ответственность в виде национализации имущества за нарушение данных критериев.

Считаю, что это новый зрелый цивилизованный подход к правовой регламентации предпринимательства.

Сам законопроект, как я думаю, вы уже поняли – предполагает возмездное изъятие имущества социально неэффективного собственника. Основанием для такого изъятия является:
угроза массовых увольнений, вызванная действиями собственника имущества градообразующей организации или социально значимой организации;
наличие задолженности по выплате заработной платы, превышающей двухмесячный фонд оплаты труда работников такой организации;
нарушение правил техники безопасности в случае, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью трем и более лицам или смерть трех и более лиц, а также в случае неоднократного невыполнения предписаний об устранении нарушений;
нарушение правил охраны окружающей среды, если это повлекло за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, существенного вреда животному или растительному миру;
решение арбитражного суда о признании организации банкротом и введении в отношении нее конкурсного производства в случае, если в результате конкурсного производства может произойти масштабное сокращение численности работников.

Важно отметить, что национализация имущества является цивилизованным и эффективным способом государственного регулирования экономики, применяется в исключительных случаях и не имеет ничего общего с тотальным и поголовным огосударствлением экономики советского периода.

Она применяется в европейских странах: Германия, Нидерланды, Италия, Польша, Великобритания и США

Классическим примером национализации является возмездное изъятие из частной собственности предприятий угольной промышленности, осуществленное в начале семидесятых годов прошлого века правительством лейбористов во время экономического кризиса, что позволило государству сохранить отрасль и не допустить массовой деградации шахтерских городов.
В 2008-2009 годах — в период наиболее острой фазы мирового финансового кризиса — правительство США и ряда стран Европейского Союза также прибегали к процедуре национализации как кредитных и страховых компаний, так и промышленных предприятий. Наиболее известными примерами стали частичная национализация автомобильного концерна «General Motors», ипотечных компаний «Fannie Mae» и «Freddie Mac» в США, крупнейшего ипотечно-сберегательного банка «Bradford & Bingiiy» в Великобритании, ипотечного банка «Hypo Real Estate» в ФРГ, банка «Fortis» в странах Бенилюкса и т.д.). Последним случаем применения национализации в общественных интересах стало возмездное изъятие в государственную собственность алюминиевого комбината «Ajkai Timfoldgyar Zrt» в Венгерской Республике, экологическая авария на котором нанесла колоссальный ущерб окружающей природной среде Венгрии и граничащих с ней стран Европы. Причем в последнем случае при определении размера возмещения бывшим собственникам этого комбината учитывалось стоимостное выражение нанесенного в результате катастрофы ущерба окружающей среде, в результате чего собственники компании до сих пор продолжают выплачивать компенсационные выплаты за ликвидацию негативных последствий.

А что произошло у нас в период кризиса?! Ситуация более чем интересная.
Наша страна — единственное государство из стран «большой двадцатки», которое во время мирового финансового кризиса не прибегло к использованию процедур банкротства или национализации в отношении хотя бы одной из неэффективно работающих финансово-кредитных компаний или промышленных предприятий. А таких предприятий, от которых зависит благополучие огромного числа граждан, и которые проявили себя в период кризиса как крайне неэффективные собственники – было хоть отбавляй. Хотя говорить об их неэффективности не стоит – похоже, они эффективно выводили из оборота прибыль путем выплаты себе миллионных дивидендов и использования оффшорных компаний. Параллельно, вместо того, чтобы в целях адаптации к кризису реструктуризировать свой бизнес и переориентировать финансовые потоки, многие промышленные гиганты обратились за помощью к государству.

Если уйти от экономической терминологии и просто посмотреть правде в глаза, то это обращение звучало примерно так: дайте нам денег, много, просто так, иначе мы разоримся, всех уволим, и вам же будет хуже.

Что сделало наше государство? Просто дало коммерческим(!!) структурам эти деньги. В общей сложности более 3 трлн. долларов (!!!!), часть из которых, судя по масштабам вывода в этот период из страны капитала – тоже оказалась на частных счетах в оффшорах. По итогам 2009 года объем вывоза капитала из России достиг 170 млрд. долларов, а за первое полугодие 2010 года указанная величина превысила 124 млрд. долларов. Количество российских долларовых миллионеров возросло в 1,5 раза — с 49 до 77 человек.

Похоже нас всех серьезно….надули. Причем весьма цинично. Неэффективные собственники не только не понесли никакой ответственности за бездарное управление, но и судя по указанным выше цифрам, обогатились. А также в очередной раз подтвердили свою социальную неэффективность и безответственность перед российским обществом, нежелание даже в периоды серьёзных кризисов делиться с государством своими сверхприбылями для решения общенациональных задач.

Что должно было сделать в такой ситуации государство?!
Сказать: Вы на грани банкротства? Конечно, мы дадим Вам деньги, но взамен – мы получим часть Ваших акций, и когда кризис закончится, а вы благодаря нашей помощи вновь расправите крылья — мы продадим эти акции по рыночной цене, вернем деньги, переданные вам в кризис, а оставшиеся – направим на социальные проекты. Не хотите такой вариант? Просто хотите без всяких обязательств забрать государственные деньги? Извините, так не получится.

Но наше государство так не ответило. Буду надеяться, что исключительно потому, что на тот момент отсутствовали правовые механизмы изъятия имущества у неэффективного собственника.

Теперь, если законопроект будет принят, эффективность и социальная ответственность бизнеса – особенно крупного – чувствующего свою полную вседозволенность, вырастет в разы.

Считаю, что законопроект решает 2 задачи:

— позволяет защитить трудовые права работников и предотвратить массовые увольнения – для городов, где все работают на единственном градообразующем предприятии – увольнение подобно смерти;
— повышает ответственность бизнеса –если собственник будет понимать, что есть угроза потерять бизнес из-за полного наплевательства на права работников, несоблюдения безопасности и нещадной эксплуатации окружающей среды– он по-другому начет относиться к этим вопросам.

Кто-то в твиттере задал мне отличный вопрос – не приведет ли этот механизм к рейдерским захватам успешного бизнеса?! Считаю, что нет, потому что законопроект предусматривает многоуровневый и многомесячный механизм принятия решения – и по каждому конкретному предприятию решение будет приниматься на уровне Государственной Думы, по согласования с правительством, с участием арбитражных судов. И на каждом из этих этапов процесс может быть свернут, если предприятие предоставит и начнет реализовывать план по выходу из кризиса.



Follow VGil_tvit on Twitter

вскрыть замок

Метки: , ,

Добавить комментарий