Перейти…

VGil journal

Архив

RSS Feed

17.10.2018

Гудок – первый смычковый инструмент в России


Недавно я рассказывал вам про гусли – один из самых интересных музыкальных инструментов древнего Новгорода, но в дополнение к этому не могу умолчать о другом интереснейшем инструменте, который непосредственно имеет отношение к нашей большой постановке «Аскольдовой могилы». В ней есть персонаж Торопка (больше всех поёт, кстати), а главный герой Всеслав вообще ни одной арии не имеет), который в либретто указывается как «гудочник». А вы вообще знаете кто это? А вот сейчас узнаете.

Гусли, безусловно, популярный древнерусский музыкальный инструмент, но далеко не единственный. Среди новгородских древностей не менее часто встречается и так называемый гудок – трехструнный смычковый инструмент. Его история интересна не только для людей, пытающихся разобраться, как же выглядел древнерусский музыкальный ансамбль, но и для музыковедов, которые хотят понять, что послужило истоками современного скрипичного искусства.Хорошо известно, что в современном оркестре смычковые занимают особое место. Предки данных инструментов появились ещё в конце первого тысячелетия нашей эры. Ученые полагают, что первые в мире смычковые инструменты, которые давали непрерывный скользящий звук со всем богатством полутонов, родились в Средней Азии. В ХI веке смычковые инструменты попали в Европу и мгновенно распространились по всему континенту. В то время они уже были известны в Испании, Италии, Франции, Англии. Разумеется, после появления этих инструментов в музыке произошли серьёзнейшие изменения. Музыка Средневековья, ограниченная отдельными тонами и звуками, благодаря смычковым инструментам сумела стать более певучей и мелодичной. К концу Возрождения в музыке утверждается гомофонный (мелодический) стиль. В ХI веке смычковые инструменты успешно добираются и до Руси.

Все гудки, обнаруженные в Новгороде представляли собой трёхструнные смычковые инструменты. Сначала учёные не могли решить, к какого рода инструментам они относятся: щипковым или смычковым. Для этого они решили сравнить археологические находки с большим количеством иконографических памятников, включая изображения музыкальных инструментов на средневековых миниатюрах Западной Европы.

Аналоги новгородских находок были обнаружены на многочисленных изображениях, найденных Н.И. Приваловым – большим специалистом по русским народным инструментам. На этих изображениях музыкант одной рукой держит гудок за шейку, оперев его на ногу, а другой – смычок. Более близкие аналогии можно увидеть ещё и на миниатюрах и фресках Западной Европы. Такие трёхструнные фидели были найдены на миниатюре английской псалтыри, датируемой второй четвертью XII века, специалистами в Кембридже, а также на миниатюре Страсбургского календаря 1154 года и даже на миниатюре из Библии в Национальной Парижской Библиотеке.

В словаре Даля значение слова «гудок» трактуется, как род скрипки без выемок по бокам с плоским дном и покрышкою, в три струны. В отличие от тех же гуслей, в древнерусских письменах гудок не упоминается до середины XVII века. Вместо него в разных летописях XVI века упоминается инструмент «смык». Скорее всего, именно так гудок назывался ранее.
К слову, гудок, вообще-то не особенно поощрялся церковью. Например, в списках «Кормчей книги» – своде законов, православной церкви – говорится о невозможности «гудения лучцом». Отмечу, что в основу этих церковных документов легли византийские оригиналы, переведены на церковнославянский язык.

Это не мешало гуду активно использоваться в светской жизни. В Новгороде этот инструмент был обнаружен на территории усадьбы, принадлежавшей боярскому роду Мишиничей. В то время, когда гудок был в употреблении, там могли жить посадник (глава города, назначенный князем) Онцифор Лукич и его дети Юрий, Максим и Афанасий (впоследствии Юрий Онцифорович также стал знаменитым посадником – тут о нём можно почитать отдельно).

Благодаря находке нескольких заготовок гудков XIV-XV веков учёные также установили, из чего делали струны для этих инструментов. Предполагается, что для этого использовали кишки. Они крепились с одной стороны к костяному струнодержателю с тремя отверстиями. Сам струнодержатель крепился к низу корпуса деревянным штифтом. С другой стороны струны вставлялись в щели колков и затягивались.

Смычки для гудков бывали самых разнообразных форм и размеров, судя по западноевропейским изображениям. Они могли быть сильно изогнутыми, полукруглыми, напоминающие лук, плоскими, круто изогнутыми с одного конца и пр. Вариантов бесчисленное множество и все они существовали одновременно. Стандарта не существовало. Обычно длинна смычка колебалась от 30 до 70 см. На него натягивали конский волос, как и на современные смычки, правда, если в Древней Руси обходились 3-10 волосами, сегодня нужно уже 100.

Пусть гудок и не является чисто русским изобретением (его родина – Азия или Византия), но для современной музыки его появление стало настоящим прорывом. Он обогатил культуру и искусство, добавив инструментальному исполнению удивительную певучесть.

Метки: ,

Добавить комментарий