“Король дудука” или просто “дядя Дживан”… Человек легенда — Дживан Гаспарян.

к теме: Ганс Зиммер. Гений музыки наших дней

***

Дживан Гаспарян является живой легендой мировой музыки, ему с лёгкостью удаётся выразить всю душу армянского народа в тонком и страстном звучании такого редкого инструмента, как дудук. Виртуозно прославляя Армению посредством музыки Дживан Гаспарян стал одним из известнейших музыканстов  этой страны. New York Times назвал его выступления «захватывающими, грустными, ностальгическими и благоговейными драмами». На родине его называют просто Дядей Дживаном. В этой статье я расскажу вам об одном из самых искренных музыкантов мир

дживан гаспарян

Дживан Гаспарян родился в деревушке Солаг близ Еревана в 1928 году.Как и у многих других знаменитых музыкантов, у него было нелегкое детство. Ему пришлось рости в детдоме, так как мать умерла а отца забрали на фронт. В 6 лет он начал самостоятельно учиться играть на дудуке, основываясь исключительно на собственной интуиции. Самостоятельно он сделал и свои первые шаги в мир музыки, обучаясь на дудуке, подаренном ему известным в Армении дудукистом Маргаром Маргаряном. Он прислушивался к игре мастеров, и обучался на их опыте, набирая собственную базу

дживан гаспарян

И лишь 1947 год можно назвать началом его музыкальной карьеры — именно тогда Дживан Гаспарян в составе национального самодеятельного ансамбля впервые выступил на смотре мастеров искусств республик СССР на сцене Большого театра. «В 1947 году я выступал в Москве, и на том концерте присутствовал Сталин

который (наверное, будучи потрясенным игрой юного музыканта) после концерта подозвал Дживана к себе. Мальчик очень испугался. Но Иосиф Виссарионович, добродушно улыбаясь, подарил ему золотые часы. Дживан, краснея и стесняясь, взял подарок, а после, изголодавшись вместе с друзьями, продал его.

«Он мне подарил часы «Победа». Этот день стал для меня судьбоносным. Весь город говорил об этом» — рассказывает сам Маэстро. » Еще одним из самых знаменательных дней в моей жизни, можно назвать день, когда я держал экзамен и поступил в ансамбль Татула Алтуняна. Это было в 1949 году. «Когда Алтунян вошел и увидел меня — маленького, худого парня с дудуком в руках, сказал: » И этот ребенок станет солистом ансамбля песни и пляски?!» Я был очень смущен. И как я должен был после этого сыграть? Первое произведение исполнял дрожа, потом – уже чуть успокоившись — второе, третье. Татул Алтунян слушал с возрастающим интересом и когда я закончил, сказал: «Немедленно пишите приказ, пусть работает». Был четверг. В пятницу и в субботу я репетировал с ансамблем, а воскресенье был концерт. Это стало легендой – ведь всего за два дня я без нот выучил всю программу. Я не умел тогда читать ноты, я тогда ничего не знал».

В 1956г. Дживан Гаспарян получил свою первую в жизни премию на конкурсе исполнителей на дудуке. В 1959г. он впервые стал обладателем золотой медали Четвертого Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО. Второй медали он удостоился в 1962г., а после третьей, полученной им в 1973, правительство Армении удостоило его звания “Народный артист Армении”. В 1980г. он получил награду в четвертый раз.
В 1988г. английский музыкант Брайан Ино (Brian Eno), во время приезда в Москву случайно услышал его игру и пригласил Дживана Гаспаряна в Лондон. С этого момента начинается новый — международный — этап его музыкальной карьеры, который не только принес Дживану Гаспаряну мировую известность, но и познакомил мир с армянской народной музыкой. Он выпустил свой первый альбом “I will not be sad in this world”, в который вошли древние народные армянские песни и баллады и посвятил его жертвам землетрясения в Армении.
В период переворота в Армении он был вынужден был покинуть страну. “Я потерял все свои сбережения. В кармане было лишь 100 долларов, оставшиеся после гастролей. Друзья купили билеты на авиарейс в Америку для моей семьи, и долгих четыре года я жил вдали от родины…” — вспоминает Маэстро.

Только не радовала музыканта благополучная Америка и как только появилась возможность, он вернулся домой, чтобы черпать вдохновение и силы у родной земли. Вернувшись в Ереван, Дживан Гаспарян занял должность профессора Ереванской консерватории. В это же время он записал свой диск на фирме Real World и совместно с Майклом Бруком — альбом «Black Rock», начал свое длительное сотрудничество с Питером Гэбриэлом, написал саундтрек к фильму “Последнее искушение Христа”.

Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру — он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром. В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. — начинает сотрудничество с гансом Зиммером при работе над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.

Дядя Дживан принимал участие в создании саундтреков к семнадцати фильмам, среди которых такие картины как “Русский Дом”, “Онегин”, “Ворон”, “Сейдж”, “Календарь” и “Доктор Живаго”. В июле 2001 года Гаспарян выступал вместе с Геворгом Дабагяном и Араиком Бахтыкяном на Фестивале дудука “Мелодии армянских гор”, посвященном празднованию Арменией 1700-летия со дня принятия Христианства. А в ноябре того же года он работал с Борисом Гребенщиковым над созданием альбома “Сестра Хаос” — так впервые в звучание “Аквариума” вплелась трагически-печальная музыка дудука.

В 2002 г., на состоявшемся в немецком городе Эссен фестивале WOMEX, он становится лауреатом престижной премии “Womex Lifetime Achievement Award”.

В 2003-ем Гаспарян пишет музыку для художественно-публицистического фильма Александра Гутмана, «Фрески», повествующего о жизни Армении после развала СССР и последовавшего почти сразу страшного землетрясения. Музыка Гаспаряна из этого фильма была позднее издана на одноименном альбоме.

Творческий путь Гаспаряна, где работа музыканта в ресторане сменялась сольным выступлением в Большом театре, а кафедра профессора – работой аккомпаниатора, проследить не так просто. Количество его гастролей подсчитать уже под силу, наверное, только его агенту или биографу, и тем паче не стоит считать его законченным. Музыку, исполняемую Гаспаряном, уже нельзя назвать просто “народной музыкой Армении”, его вклад в популяризацию армянской народной музыки вряд ли имеет аналоги и, может быть, поэтому к его многочисленным титулам часто добавляют – “хранитель музыкального наследия своего народа”. Солирующие волшебные звуки дудука теперь можно услышать не только в народной и духовной музыке, но и в world music, и в симфонической музыке, и в джазе, и в роке, и в голливудских блокбастерах… И все эти чарующие превращения оказались подвластны одному человеку — Дживану Гаспаряну, “королю дудука” или просто “дяде Дживану”, как с уважением и любовью его называют.

источник

Добавить комментарий