Перейти…

VGil journal

Архив

RSS Feed

22.10.2018

АФРИКАНСКИЕ РИМЛЯНЕ


Черный континент всегда привлекал внимание и европейцев, и американцев. У первых интерес был в основном академическим, у вторых — чисто меркантильным: янки рассматривали Африку как неисчерпаемый источник рабсилы, позднее — как сырьевую базу своей экономики. Корабли вывозили тысячами и тысячами чернокожих невольников. Но масаев среди этих несчастных практически не было.

Из всех африканских племен масаи, пожалуй, наиболее известны за пределами континента. Ну, может, еще пигмеи, но к ним интерес скорее как к некоему курьезу природы. Некоторые энтузиасты всерьез полагают масаев потомками римлян, и, надо признать, определенные основания для этого есть: сегодняшние масаи ходят в красных тогах, аналогичных римским, сандалиях, какие и сейчас носят на Апеннинах, а одним из видов их традиционного оружия является короткий римский меч. Да и, по утверждениям некоторых исследователей, боевая тактика этого племени очень напоминает римскую. Есть легенда, что на побережье Африки к югу от экватора римляне построили город. Кое-кто его упорно ищет, и уже давно. Но пока без особых успехов.

Масаев считают самыми красивыми жителями Африки. Высокие, худощавые, с благородными чертами лиц, масаи считают себя любимцами богов, и к остальному населению континента относятся свысока. Даже сегодня, в XXI веке, они полагают, что законы писаны не для них: они свободно кочуют по саванне, не обращая внимания на такие мелочи, как таможенные правила и государственные границы. В течение тысячелетий масаи, в отличие других племен, ревностно хранили свои древние обычаи и уклад жизни предков. По общепринятой версии они происходят из Верхнего Египта, районов, находившихся между территориями нынешних Судана и Эритреи, ставшей независимой части Эфиопии. У жителей тех мест масаи переняли обычай брить женщинам волосы на голове и вырывать два нижних передних зуба. А скорее всего у римлян, захвативших большую часть Северной Африки, масаи позаимствовали свои уникальные для Африки мечи, сандалии и красные римские тоги. Они считают себя высшим народом Африки. Их не касаются дела низших племен, не говоря уж о непрошенных гостях-европейцах. С древности масаи уважали лишь те племена, которые могли оказать им достойное сопротивление. А таких, в общем-то, было раз-два и обчелся.

Как минимум половина масаев живет в Кении. Точное их число назвать трудно, с переписями населения в Африке всегда были проблемы, плюс к тому масаи — полукочевое племя, поди их сосчитай. Но приводится число порядка 900 тысяч человек. Представители этого племени отличаются своего рода расизмом по отношению в другим африканским народам. По верованиям масаев бог дождя Нгуи подарил этому “богоизбранному” народу весь скот. И это дает масаям полное право, как они сами уверены, отбирать и воровать скот у других племен – ведь дан-то он им одним, чего церемониться. А поскольку достойных соперников для масаев в регионе нет, они всегда считались великолепными воинами.

Чем больше у масая вытянуты уши, тем более красивым и уважаемым он считается. Кстати, подобный обычай существовал и у аборигенов острова Пасхи: там “длинноухие” считались аристократами, и постоянно воевали с “короткоухими”.

Испокон веков молодые масаи проходят интенсивный “курс молодого бойца”, прежде чем стать мораном — воином. Говорят, что в прежние времена мораном мог стать только юноша, который убьет копьем льва. Учитывая численность львов, в это предание верится с трудом. Иначе в Восточной Африке не осталось бы ни одного царя зверей. Боевая тактика масаев находилась на очень высоком уровне, и была совершенно не свойственна для Африки. Отдельные боевые построения масаев пригодны исключительно для боевых действий в городах. А в Африке городов не было в принципе. Не называть же этим гордым словом небольшие поселения из хижин, обмазанных навозом и глиной, на полдюжины семей, тех же самых масаев? И масаи со свими копьями и луками до начала двадцатого века не пропускали белых вглубь материка. Отступить их заставили лишь пулеметы и железные дороги. Тут пытались пройти арабы, португальцы, еще Бог знает кто, но никто не рисковал углубляться в саванны Восточной Африки — себе дороже, да и исход такой авантюры был предсказуем, с раскладом явно не в пользу интервентов. Такой вот страх внушали всем завоевателям масаи.

Их тактика, перенята ли она от римлян, или все-таки является своим изобретением, объясняется довольно просто: масаи высокие и стройные, если не сказать — очень худощавые. Традиционно их пищу составляют молоко и бычья кровь, мясо они едят очень редко, считая, что скот слишком ценен для того, чтобы его забивать и есть. Масаи хрупкие, и не могут победить в рукопашной. Как только их вечным врагам из племени кикуйю удавалось проникнуть в боевые порядки масаев и пустить в ход ноги и кулаки, масаи терпели поражение. Из-за этого их военная доктрина предусматривала не защиту, но опережающее нападение на потенциального врага. Так что только “римское” боевое искусство позволило им выжить эти две тысячи лет.

Высокие, худощавые, с благородными чертами лиц, масаи считают себя любимцами богов, и к остальному населению континента относятся свысока. Даже сегодня, в XXI веке, они полагают, что законы писаны не для них: они свободно кочуют по саванне, не обращая внимания на такие мелочи, как таможенные правила и государственные границы.

На своих стоянках масаи строят “маньятта” — овальные постройки с каркасом из дерева, обмазываемые навозом и глиной. В этих постройках нет окон, а очаг расположен внутри и топится “по-черному”. Строительством обычно занимаются женщины. Да и вообще, все домашние работы, а также переноска вещей и остовов хижин находятся на их плечах — не дело воина отвлекаться на такие частности. Но тем не менее, по сравнению с другими племенами, масайские женщины играют более важную роль в обществе. При этом у чистокровных женщин племени масаи такие узкие бедра, что они с трудом могут рожать детей, часто умирают при родах, поэтому масаи издревле брали в жены женщин из других племен. У этого племени очень сложные обряды посвящения в воины, существует несколько ступеней воинов-моранов, от зеленого новобранца до воина-старейшины кочевой группы.

Вокруг деревни, в которой обычно живут пять-семь семей, масаи строят забор из шестов или колючего кустарника — крааль, чтобы защититься от нападений львов, леопардов и гиен. Основной продукт питания масаи — это молоко, коровье и иногда козье. Воины смешивают бычью кровь с молоком или пьют ее в чистом виде, чтобы восполнить нехватку белка и сохранить силу. Традиционно роль приданого играет скот — в основном коровы. После свадьбы муж может разрешить супруге присматривать за несколькими своими коровами, но все равно они принадлежат ему. Дети тоже не сидят без дела и присматривают за мелкой живностью. Лет в 7-8 им протыкают мочки ушей, затем отверстие расширяют кусочками дерева. Со временем тяжелые украшения из бусин или бисера оттягивают мочки до плеч. И чем больше у масая вытянуты уши, тем более красивым и уважаемым он считается. Кстати, подобный обычай существовал и у аборигенов острова Пасхи: там “длинноухие” считались аристократами и постоянно воевали с “короткоухими”.

Масаи ходят в красных тогах, аналогичных римским, сандалиях, какие и сейчас носят на Апеннинах, а одним из видов их традиционного оружия является короткий римский меч. Да и, по утверждениям некоторых исследователей, боевая тактика этого племени очень напоминает римскую.

Масаи – многоженцы. Как и у многих других народов, практикующих такой семейный уклад, количество жен у мужчины зависит от величины его стада. То есть, сколько именно смуглых дам и потомства он может прокормить. Но при этом жен должно хватать, чтобы ухаживать за животными и детьми, носить воду и дрова для очага. Скорее всего, именно поэтому век женщин масаев гораздо короче, чем у их мужей. Ведь воины в мирное время, как правило, проводят дни в умных беседах и путешествиях по саванне…

Но все, как известно, меняется. И сегодня традиционному образу жизни масаев, похоже, наступает конец. На их исконных территориях разбиты национальные парки — заповедник Масаи-Мара и Серенгети. В девственной саванне стали строить бунгало и гостиницы. Земли масаев, а потому и их традиционное кочевое скотоводство, у них отняли и кочевников с них попросту вытеснили. Масаи, в одночасье лишившиеся своего многовекового уклада жизни, массово ударились в браконьерство и начали неистово истреблять природу своих родных земель. Их собственный скот почти вымер, но за бивни слонов и рога носорогов очень даже хорошо платят на черном рынке. Сегодня носороги на землях масаев истреблены, а поголовье слонов сократилось в сотни (!) раз. Но даже браконьерство спасает далеко не всех, поэтому в дорогих отелях Кении почти все охранники — масаи. Говорят, выглядит это очень колоритно: высокие импозантные туземцы в красных тогах с копьями в руках обходят периметр гостиницы. Другой приработок масаев — выступления с традиционными танцами. Самый известный — “танец прыжков”: воины, подпрыгивая на месте, показывают и доказывают свою силу и ловкость.

Только в отдельных нетронутых уголках саванны все еще сохранились кочевья масаев в своем первозданно-традиционном виде. Но, судя по переменам в Африке, скоро и тут масаям придется переквалифицироваться в секьюрити или зарабатывать позированием перед фотоаппаратами вездесущих и богатых белых туристов.

Из личного архива. EVA&ADAM  2008 (с). Автор Эдуард РОНИС

Метки: ,

Добавить комментарий