Перейти…

VGil journal

Архив

RSS Feed

19.10.2018

ЦБ ЕС являются независимыми учреждениями, неподвластными указаниям правительств. Таков закон…


Золотые резервы Европы. У министров финансов ЕС нет прямого доступа к золотому запасу

Первое, с чем в случае неплатёжеспособности сталкивается частное лицо – это необходимость распрощаться с фамильным серебром. Однако правительствам, кажется, не этот закон писан. Определённые государства – жили ли они не по средствам несколько лет или десятилетий, – цепко держаться за свои активы, объявляют себя неспособными расплатиться по своим долгам и обращаются за помощью к другим странам.

2f8115ad780dЕвропейский Союз был свидетелем многочисленных примеров этому. Прямо сейчас, Греция ведёт переговоры с тройкой в составе ЕС, Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Международного Валютного Фонда (МВФ) по поводу нового пакета помощи, при том, что Афины сидят на внушительном 114-тонном золотом запасе, который могут перевезти четыре полностью загруженные фуры.

Сверкающие бруски в хранилищах греческого центрального банка стоят 5,8 миллиарда долларов. Если бы Афины продали это золото, греческое государство теоретически могло бы быть в состоянии должным образом удовлетворить в ближайшее время, по меньшей мере, часть задолженности по платежам без какой-либо посторонней помощи.

Другая страна, находящаяся в кризисе, Португалия, также имеет значительное количество драгоценного металла, восходящего к дням режима Антониу ди Оливейра Салазара. Вместо получения помощи Лиссабон мог конвертировать своё золото стоимостью 19 миллиардов долларов в звонкую монету.

Ник Мур, главный стратег по биржевым товарам Королевского Банка Шотландии в Лондоне, сообщает, что часто задаваемым клиентами банка вопросом является, почему бы этим правительствам не продать что-то из своего золота. В конце концов, это актив, признанный во всём мире, который можно реализовать даже в трудные для экономики времена. Стоимость золота в центральных банках членов еврозоны составляет в общей сложности приблизительно 545 миллиардов долларов.

При таких обстоятельствах 4,5 процента государственного долга Еврозоны в размере 12 триллионов долларов могли быть погашены одним махом. При сопоставлении со своим долгом, Португалия чрезвычайно богата золотом. Лиссабон мог выложить 383 тонны на рынок и выручить 19,3 миллиардов долларов по настоящему курсу.

Данная тема особенно трудноуловима в свете того, что португальцы просто выбили из ЕС 116 миллиардов долларов пакета поддержки. В качестве основания обращения за помощью было указано то, что рынки капитала вряд ли предложат стране справедливые условия, а для возврата подлежащих уплате займов нужны деньги. С теми деньгами, которые бы они получили от распродажи золота, они могли погасить большую часть более раннего, взваленного на себя долга, срок уплаты по которому наступает в этом году.

По сравнению с остальной Европой, Лиссабон накапливает непропорционально большие объёмы золота. Ни одна страна не имеет столько драгоценных металлов в составе золотовалютных резервов. Во время первых лет евро португальский национальный банк не стеснялся их продавать, уменьшив свой золотой запас с 567 до 340 тонн и увеличив размер ликвидности примерно на 4 миллиарда долларов.

Но Португалия прекратила продавать своё золото в 2007 году, и так же сделала Греция. В начале нового тысячелетия Греция продала существенные объёмы металла, но когда ударил кризис, она оставила запасы в неприкосновенности и запросила у ЕС помощи.

Вместе с тем, такое может быть не только по причине нежелания правительств использовать свои золотые резервы для уплаты задолженности. Существуют преграды институционального характера:

 у министров финансов нет прямого доступа к золотому запасу. Центральные банки являются независимыми учреждениями, неподвластными указаниям правительств – таково требование договоров о союзной европейской валюте. До сих пор те же самые договоры содержат и иные пассажи, которые европейцы не чтут, вроде статьи 125 (Договора о функционировании Европейского Союза), известной как оговорка об ограничении финансовой помощи.

Статья 123 запрещает финансировать бюджеты государств через ЕЦБ, но де-факто это произошло, когда ЕЦБ приобрело греческие облигации в мае 2010 года. Ещё есть статья 126, которая регулирует политику в отношении чрезмерных бюджетных дефицитов в государствах-членах. Эти процедуры применяются для проформы, но никогда не исполнялись с усердием. В преддверии финансового кризиса было начато, а затем закрыто 13 дел.

Сейчас имеется превосходная возможность для того, чтобы выложить золото на рынок. Цена на драгоценный металл всего чуть ниже рекордных высот. Также сохраняется достаточная свобода действий в отношении Соглашения центральных банков по золоту, подписанного рядом центробанков, по которому они приняли на себя обязательство не выводить на рынок более определённого количества металла в год.

Из 400 разрешённых тонн всего 53 тонны были проданы в течение текущего отчётного периода, в числе которых 52 тонны происходили из резервов МВФ. Если для центральных банков необходимо продавать в рамках соглашения, они вправе сделать это до 26 сентября, когда истекает срок действия квот на продажу. Многие центральные банки по всему миру делают прямо наоборот, и золото продолжает копиться.

 

источник




Follow VGil_tvit on Twitter

Метки: , ,

Добавить комментарий