Перейти…

VGil journal

Архив

RSS Feed

16.12.2018

ШАРИАТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО. НАСЛЕДОВАНИЕ ЖЕНЩИНАМИ.


СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ.

Шариат определяет и организует жизнь мусульман на  пространстве от Марокко до Филиппинских островов и от Центральной Азии до Нигерии и Занзибара. Однако его влияние не везде одинаково. Турецкие суды сегодня следуют светским юридическим кодексам. В Саудовской Аравии шариат остается единственной правовой системой. В Индии, Пакистане, Ираке, Сирии, Ливане и в мусульманской Африке государственные правонарушения и сделки между гражданами рассматриваются с точки зрения норм светского законодательства, тогда как шариат регулирует вопросы наследования, брака,  развода, благотворительных организаций.

ВЛИЯНИЕ ДОИСЛАМСКИХ ОБЫЧАЕВ.

Некоторые нормы шариата восходят к племенным обычаям народов доисламской Аравии, с их кровной враждой и вооруженными набегами. Богатство, защищаемое от набегов, часто само являлось добычей, захваченной ранее во время нападения. Наследование заключалось в перераспределении трофеев между родственниками умершего, которые обычно сражались рядом с ним. Женщины, не участвовавшие в набегах и не защищавшие имущество, ничего  не наследовали.

НАСЛЕДОВАНИЕ ЖЕНЩИНАМИ.

Стремясь к повышению статуса женщин, пророк Мухаммед (ок. 570–632) включил их в систему наследования. «Завещает вам  Аллах», – говорится в Коране (4:11), – «относительно ваших  детей: (а) сыну – долю, подобную доле двух дочерей. (б) А если  они (дети) – женщины, числом больше двух, то им – две трети того, что он оставил, а если одна, то ей – половина». Вероятно, Пророк  первоначально склонялся именно ко второму решению (б).  Дочери, получившие предназначенную им долю, не нарушали баланс распределения наследства между ближайшими  родственниками-мужчинами. Однако такая схема ухудшала положение сыновей.

Например, если у него было две дочери и два сына, дочери поделили бы между собой две трети, тогда как сыновья получили бы только треть. Из-за сильного возмущения членов племени была добавлена также норма (а). В той же семье из двух сыновей и двух дочерей имущество по-прежнему было бы разделено на шесть частей, но теперь каждый сын получил бы по две шестых, а каждая дочь – по одной шестой.

ШАРИАТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО.

Властная структура ислама при отсутствии церкви была своеобразным воплощением самого шариата, обязанного своей силой именно тому, что он не поддавался принципиальным изменениям и переработке. При этом идеи шариата, будучи идеальной картиной мусульманского общества, так и не были в полной мере осуществлены на практике. Уже на раннем этапе на  смену уголовному и административному праву пришли светские указы и законы конкретных правителей, сохранивших за собой также право разрешать любого рода споры, которым не препятствовали ограничения, налагаемые шариатом.

Контакты с западными торговцами требовали введения специальных судов и признания европейского торгового права. Влияние западной культуры в 19 в. привело к широкомасштабному заимствованию европейских юридических норм. Некоторые движения в 20 в. стремились восстановить роль шариата, однако в конце концов были приняты западные правовые кодексы с включением в них некоторых идей шариата.

В большинстве мусульманских стран исламское право применяется сегодня лишь в области наследования, семейных отношений и благотворительных фондов. 

источник krugosvet.ru

Метки: , ,

Добавить комментарий