Перейти…

VGil journal

Архив

RSS Feed

13.12.2018

ВАХХАБИЗМ


ВАХХАБИЗМ (араб. аль-ваххабий) – религиозно-политическое движение, возникшее в рамках суннитского ислама в середине 18 в. в Аравии. Основатель движения Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703–1787 или 1792) выступил с проповедью, в которой обвинил мусульман в отходе от учения о единобожии. По его мнению, только Аллах как единственный источник творения, достоин поклонения. Его учение не было оригинальным: он повторил идеи сирийского теолога 14 в. Таки ад-Дина ибн Таймийи.

Ваххабитам предлагалось держаться исключительно текста Корана и правил сунны, не допускать произвольных толкований, что считалось бы проявлением многобожия (ширк). Особенно это касалось обычаев, появившихся после пророка. Опираясь на ханбалитский мазхаб (религиозно правовую доктрину), Мухаммад Абд аль-Ваххаб требовал отказаться от нововведений, дополнивших культ после смерти Мухаммада (бида’). Для того чтобы вернуться к чистоте раннего ислама, он предлагал вести джихад против «многобожников» и тех, кто отступил от морально-этических принципов. Среди обычаев, которые Абд аль-Ваххаб подвергал критике, были: культ святых и поклонение их могилам (в том числе пророка Мухаммада), курение табака, употребление кофе, гашиша, ношение шелковой одежды, музыка, пение, четки и т.д. Частично эти призывы ваххабитов отражали реакцию крестьянского и бедуинского населения Хиджаза на роскошь как атрибут жизни османских правителей и чиновников.

Движение также ополчилось на юридические школы (мазхаб, мазахиб), а шиитов объявило еретиками. Ваххабиты пропагандировали крайний экстремизм и фанатизм в борьбе со своими политическими противниками. Эгалитаристские, уравнительные идеи ваххабизма были поддержаны шейхами рода аль-Сауд, которые использовали их для захвата власти в Аравии. Впоследствии ваххабизм стал официальной идеологией государства Ибн Сауда (умер в 1765), созданного в Неджде. В 1803, напав на Кербелу (Ирак), ваххабиты подвергли разграблению святыни шиизма, а население – репрессиям. Позднее (1806), они захватили Мекку и Медину, где также опустошили местные мечети и мавзолеи, уничтожив хранившиеся здесь реликвии и ценности, а также осквернили могилу пророка.

Османские власти, номинально правившие Саудовской Аравией, отправили своего вассала Мухаммада Али навести порядок в ваххабитской столице, городе ад-Дира’и. Эмир Абдаллах был отправлен в Стамбул.

Впоследствии идеи ваххабизма получили распространение как на территории Аравии, так и в других районах мира. Внутри Саудовской Аравии ислам в его ваххабитской форме вместе с племенными и клановыми связями являются долгосрочными факторами, позволяющими сохранять социально-политическую структуру и сопротивляться влиянию извне.

Идеи ваххабизма лежат в основе современных фундаменталистских движений, под знаменем которых в ряде мест ведется политическая борьба. Финансовые возможности богатейших семейств Саудовской Аравии стали источниками поддержки исламистских движений как внутри, так и вне мусульманского мира.

источник: krugosvet.ru

 

к теме: Джихад — религиозная обязанность мусульманина… Важны детали.  

 

Метки:

2 комментария “ВАХХАБИЗМ”

  1. 22.12.2013 дата 16:09

    Я уверен, что вам стоит почитать этот труд, и не повторять слова суфийских сектантов, которые называют всех, кто указывает им на их нововведения, «ваххабитами».
    http://sunna-press.com/files/books/Mif_vahhabizma.pdf

  2. 23.12.2013 дата 11:07

    Спасибо.
    Интересно.

Добавить комментарий